О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Древнерусский город-крепость, фрагмент иллюстрации из книги А.Митяева ПОЧЕРК ПОЛКОВОДЦА

 

Хорош Париж, но живет и Курмыш!

Город-крепость, в котором бывали великие князья и цари, сегодня забыт и заброшен.

Мало, кто знает, что в «первую тройку по древности» на Нижегородчине после Городца и самого Нижнего Новгорода входит Курмыш – село в Пильнинском районе, которое когда было крепостью и уездным городом. Сейчас это захолустное местечко, великолепная история которого хранится в разрушенных церквях, поросших бурьяном барских усадьбах, улицах, носящих названия старинных слобод, заболоченных озерах и обмелевших реках.

Курмыш на пограничной службе

Курмыш - самый первый русский город Присурского края. В 1372 году князь Борис Константинович «постави город на Суре Курмыш нарече». Курмышская крепость активно способствовала росту могущества и авторитета Московского княжества, которое собирало и объединяло вокруг себя русские земли. «С момента своего основания и до середины XVI века Курмышская крепость первой принимала на себя удары восточных соседей Руси, - писал известный исследователь старинных крепостей Нижегородского Поволжья Игорь Кирьянов, - и долгое время выполняла роль опорного пункта русской пограничной службы. Немало отчаянных боев пришлось вести защитникам Курмыша в XIV—XVI веках».

О Курмыше как форпосте российского государства говаривал Иван Грозный, который и сам бывал здесь. Например, село Ратово (Курмышского уезда Симбирской губернии в прошлом) названо в честь стоянки здесь рати первого русского царя. На то, что Курмыш был не только крепостью на восточных рубежах Русского государства, но и центром округи, указывают письменные и археологические источники. В 1984 году в нескольких километрах от Курмыша был обнаружен целый ряд русских селищ, свидетельствующих о распространении русского влияния на берегах Суры уже в XIV веке. Курмыш был значимым для царей и князей. Например, московский князь Василий Дмитриевич и царь Иван Грозный завещали сей город «со всем, что к нему потягло» своим сыновьям.

Пленение Василия Темного

За всю историю существования государства российского его правителя держали в плену один-единственный раз. И было это в Курмыше. В 1445 году против казанского хана Улу-Мухаммеда выступил великий князь Василий Темный. Под Ефимьевым монастырём 1500 русских атаковали неприятеля, который был «вдвое многочисленнее», как пишет Карамзин. Князя ранили и взяли в плен. Нижний Новгород, который являлся его, Василия, владением, был разгромлен. «Безбожный царь казанский» повез Василия Темного в Курмыш, где его держали в одной из церквей. Здесь же, в Курмыше, Улу-Мухамед после продолжительных переговоров принял решение освободить Василия Темного за огромный выкуп в «200 000 рублев» (по Новгородской летописи).

После взятия Казани Курмыш перестал играть первостепенную роль защитника Руси. В 1552 году была основана русская крепость Алатырь, в результате чего и восточная и южная граница Руси отодвинулись от Курмыша. «Следует, правда, отметить, - замечает Кирьянов, - что по Курмышскому уезду до середины XVII столетия время от времени наносились удары из степи».

Венчание Пугачева и крепостной девки

Несмотря на «потерю первостепенной роли» ни одно значимое для Руси событие не прошло мимо Курмыша. Не каждый небольшой городок может похвастаться тем, что в нем бывали великие бунтари – Пугачев и Разин. Разин, правда, был в Курмыше не сам, а послал туда своего верного вассала – Максима Осипова. Отряд Осипова курмышане, всегда отличавшиеся непокорностью и свободолюбием, встретили хлебом-солью. Историк Сергей Соловьев пишет: «В Курмыше козаки Разина встретили почетный прием: городские и уездные люди вышли к ним с образами и вместе с ними встречал воевода… Грабежу и никакого разоренья воеводе и городским людям не было».

О Курмыше упоминает Пушкин в «Истории Пугачева»: «20 июля Пугачев под Курмышем переправился вплавь через Суру. Чернь встретила его на берегу с образами и хлебом. Инвалидная команда приведена была к Пугачеву. Пугачев велел раздать чувашам казенное вино; повесил несколько дворян, приведенных к нему крестьянами…». До сих пор в Курмыше есть Рельское озеро, где пугачевцы расправлялись с дворянами: в старину виселицы назывались рели.

Загряжский в «Русской старине» сообщает, что «на площади Курмышскаго собора стояли три виселицы для казни помещиков. Посреди паперти собора, на раскинутом ковре, сидел сам Пугачев», который умилился пляской внука старика-помещика. Помещик был отпущен Пугачевым, а его слуга, выколовший барину глаза, повешен.

А писательница Вера Жакова пишет о том, как в одном из селений близ Курмыша посыльный Пугачева собрал мужиков и стал читать манифест, но тут на него набросился с ножом барский приказчик Евсей Якушкин. В этот момент из толпы выбежала девушка, схватила нож и вонзила его в горло приказчику, подняла бумагу и стала вновь читать собравшейся толпе. То была крепостная артистка балета барского театра Настасья Хлопова. Она повела крестьян навстречу «царскому» войску, нагнав Пугачева под Курмышом. В тот же день местный поп обвенчал государя императора Петра III и княгиню Владимирскую» (так именовали себя Емельян Пугачев и Настасья Хлопова). Под водительством Настасьи Хлоповой в Курмышском уезде 500 деревенских баб перебили великое множество дворян.

Курмышская контрреволюция

Проявили непокорность курмышане и в годы революции. Белые офицеры в Курмыше создали оппозицию и свергли большевиков. Был убит председатель исполкома Мартьянов и его помощники. Мятежным курмышанам даже удалось захватить склад с оружием. Однако войска Красной армии взяли город штурмом. После подавления мятежа в Курмышском уезде было расстреляно 109 человек, подозревавшихся в контрреволюции. Старожилы рассказывают, что их родители слышали оружейные залпы и людской плач, говорят, зарывали людей тут же, где расстреливали – за речкой Курмышкой. Сейчас в Курмыше стоит памятник убитым красноармейцам, «народная тропа» к которому заросла крапивой и репейником. Однако наследие советских времен здесь живо до сих пор, и оно перекрывает наследие архитектурное – в старинной Рождественской церкви сейчас располагается клуб, остальные исторические памятники или разрушены или просто не ухожены.

Курмыш, фото Ольги Зайцевой Курмыш, фото Ольги Зайцевой Курмыш, фото Ольги Зайцевой Курмыш, фото Ольги Зайцевой

- Для обустройства клуба в другом здании у нас на сегодня нет средств, хотя мы, безусловно, стремимся к этому, - сказал нам глава Курмышской сельской администрации Александр Филимонов. – История Курмыша знаковая для истории всей России, но, к сожалению, районной администрации нет дела до села, денег на развитие Курмыша не выделяется. У нас закрыли сельхозучилище областного значения, перевели его в Пильну. И Курмыш тем самым практически убили, потому что молодежи теперь нет смысла здесь оставаться. Потом закрылось сельхозпредприятие, и жизнь на селе стала затухать.

По словам А. Филимонова, все памятники истории и архитектуры Пильнинского района находятся именно в Курмыше (их около 30-ти).

- Долгие годы коммунистического владычества оставили после себя духовную пустыню, - говорит Благочинный Пильнинского округа отец Михаил. – Разоренные церкви, в которых валяются пустые бутылки, оставляют тягостное впечатление. А ведь современный человек стремится в древние храмы, что восполнить вакуум духовности. Очень бы хотелось привлечь спонсоров, которым не безразлична судьба старинного Курмыша, потому что районная администрация не только не проявляет интереса к этому древнему месту, но порой и препятствует развитию.

Археологическая девственность

Курмыш окутан легендами. Например, говорят, что Курмыш и Ильину гору – село за речкой – связывает подземный ход. Но это пока ничем не подтверждается, кроме, может быть, песчано-глиняного грунта и отсутствием воды на глубине 35 метров, что и в самом деле позволяет копать подземные тоннели. Можно сказать, что Курмыш является практически девственным в археологическом отношении. Хотя черные археологи здесь все же поработали – когда специалисты археологического предприятия «Регион» приехали в Курмыш на раскопки, то увидели варварски изрытую территорию. Археологи «Региона», правда, надежды не теряют и сейчас проводят там исследовательские работы. А бывает, что и жители что-то откапывают.

- Один курмышанин копал погреб и вырыл наполненную вином бутылку с гравировкой «Винодел Иван Бурдин» и сургучной печатью, - рассказывает заведующая Курмышской участковой больницей Тамара Семенова. – А копал он как раз в том месте, где были склады барина Шипилова. Он пришел к врачу с этой бутылкой и сказал: «Я буду пить, а ты смотри, если я умру, ты меня будешь спасать». Он все вино выпил и остался жив. А вино было 18-го века…

Кстати, род Шипиловых ведет свое начало от Рюриковичей. А до революции в Курмыше у них был фамильный склеп, который разграбили коммунисты.

До ЮНЕСКО, как до звезд

Сейчас Александр Филимонов готовит письмо в ЮНЕСКО с просьбой включить Курмыш в список объектов всемирного наследия.

- Давайте посмотрим на карту памятников всемирного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО, - показывает мне альбом профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова. – Мы видим, что западная Европа буквально усеяна такими памятниками, в России же почти пусто. По всему миру более 600 памятников всемирного наследия, но львиная доля сосредоточена не в нашей стране. И, знаете, прекрасно, что увлеченные люди инициируют выдвижение Курмыша. Но мы не имеем права выходить сразу во всемирное наследие мирового уровня, а должны сначала представить объекты в российском отделении ЮНЕСКО, и все это, надо сказать, не бесплатно. К сожалению, российское отделение хотелось бы просто миновать в этом процессе, потому что там, на мой взгляд, не чувствуется духа высокого патриотизма. Ну, и конечно, местные власти должны как минимум, привести в порядок исторические памятники и сделать их достойными для презентации в ЮНЕСКО.

Кстати, ни Городец, ни Нижегородский Кремль, ни Волжский откос не входят в перечень ЮНЕСКО.

Текст: Оксана Ольшанская, фото: Ольга Зайцева

Материал предоставлен газетой "МК в Нижнем Новгороде" (публикация в № 30 2009 год)

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Как поддержать проект?

 


Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!