О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Стратегия реформирования сохранения культурного и природного наследия в Российской Федерации

Культурное наследие и политика

На первом Съезде народных депутатов СССР в 1989 году академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв произнёс речь, которая не утратила актуальности и по сей день. По его мнению, на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях отрицательно сказывается низкая культура нашей страны. «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука… Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь…, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне», - утверждал Д.Лихачёв. Показательно, что в качестве первого свидетельства, указывающего на крайне низкое её состояние, академик назвал удручающее состояние памятников культуры и истории.

За более чем 20 лет сфера охраны культурного и природного наследия в России не была модернизирована. В постсоветское время тема сохранения памятников природы, истории и культуры приобрела важнейшее социальное и политическое значение. Объекты культурного наследия (ОКН) стали балластом в коммерческих проектах власти, привыкшей идти по лёгкому пути ликвидации помех. Ежедневно в России вырубаются леса и парки. Уничтожаются или искажаются современной застройкой памятники гражданской архитектуры: усадьбы и старинные особняки. Разрушаются памятники архитектуры федерального значения, в том числе уникальные деревянные храмы XVII-XVIII веков. Поджигают и заваливают мусором ценнейшие памятники градостроительства и архитектуры. Калечат, арестовывают, штрафуют людей, пытающихся спасти тот или иной объект от сноса или разрушения.

Всё это даёт понять, что встраивать объекты культурного и природного наследия в современные реалии, прислушиваясь к мнению общественности в этом вопросе, власть не собирается. Эксперт «Московской школы политический исследований» Андрей Колесников на семинаре, прошедшем в июне 2012 года, довольно точно определил момент, когда стало очевидно, что власть перестала слушать общество и взяла чёткий курс на контрмодернизацию. По мнению А.Колесникова, это «началось ровно тогда, когда Медведев сдал Химкинский лес. Это было грехопадение. Создав комиссию по Химкинскому лесу, он всё равно принял решение строить дорогу на тех же принципах», проигнорировав мнение профессионального сообщества и общественности, в целом.

Последствиями такого решения стали заметно участившиеся акции уничтожения лесов и парков на региональном уровне. Так, например, на территории Нижегородской области был частично уничтожен парк усадьбы Башкировых-Дадиани в деревне Зимёнки Кстовского района (из-за строительства резиденции Нижегородской Епархии). В Нижнем Новгороде были «перенесены» и погублены полувековые ели из Александровского сада (из-за строительства ресторана), а территория парка усадьбы Шереметевых в деревне Лазарево Богородского района может пострадать из-за планируемого строительства полигона захоронения твёрдо-бытовых отходов. В списке объектов культурного наследия Нижегородской области, вызывающих тревогу у общественности, - Сормовский и Выксунский парки, а также уничтожение «старого Нижнего», его деревянных домов с уникальной резьбой, разрушение «Музея архитектуры и быта народов Поволжья», реставрация Нижегородского кремля и Нижне-Волжской набережной.

Для того чтобы памятники природы и культуры перестали исчезать буквально у нас на глазах, а территория нашей страны не стала замусоренным пустырём, по которому тянется бесконечный трубопровод, общественность сама должна инициировать реформы в сфере сохранения историко-культурного и природного наследия и стать их активным исполнителем. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на доступ к культурным ценностям и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и беречь памятники истории и культуры. При этом ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве, в целом. «Декларация прав культуры», разработанная Д.С.Лихачёвым в 1997 году гласит: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла».

Таким образом, охрана памятников истории и культуры должна представлять собой действующую систему государственных и общественных мероприятий, направленных на реализацию конституционных прав и обязанностей граждан РФ, соблюдение международного права в области культурного наследия и законодательства РФ (базовым законодательным актом в сфере охраны и сохранения недвижимого культурного наследия является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В феврале 2011 года Президентом РФ был подписан Указ, упразднивший федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). Просуществовав около 3 лет, этот орган не смог сформировать Единый государственный реестр памятников истории и культуры РФ. Документы, которыми оперировала Росохранкультура, датировались 60-90-ми годами ХХ века и были «в закрытом доступе» для широкой аудитории. Функции Росохранкультуры были переданы Министерству культуры РФ, которое сейчас является правопреемником федеральной службы, «в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений». Однако имидж «организатора праздников и фейерверков», закрепившийся за Министерством культуры РФ, да и финансирование этой структуры по остаточному принципу, вызывают серьёзные сомнения в том, что она справится с гигантским объёмом предстоящей работы. Всё это – на руку органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. По сути, являясь составляющей губернаторского аппарата и ветвью исполнительной власти того или иного региона РФ, Управления государственной охраны объектов культурного наследия выполняют волю назначенного Президентом губернатора и не в силах принимать участие в реальной защите памятников истории и культуры, к примеру, от грядущего строительства полигонов захоронения полигонов ТБО «поверх» них.

Реформы в этой сфере до 2016 года должны быть направлены на:

- открытость («гласность») Единого государственного реестра памятников истории и культуры РФ, создание интерактивного ресурса в широком доступе;

- создание института независимой экспертизы в области сохранения объектов культурного и природного наследия РФ, занимающегося контролем за соблюдением закона, инспекцией и историко-культурной экспертизой ОКН и их охранных зон;

- прозрачность процедуры историко-культурной экспертизы ОКН и их охранных зон;

- выведение сферы охраны объектов ОКН из-под контроля Министерства культуры РФ с последующей передачей полномочий в Министерство внутренних дел РФ;

- помощь собственнику объекта культурного наследия, который, согласно Закону, несёт ответственность за содержание принадлежащего ему объекта, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, с учётом требований Федерального закона;

- разработку схемы осуществления налоговых льгот для тех, кто участвует в восстановлении исторической недвижимости.

Инициатором создания интерактивного реестра ОКН должна стать Общественная палата, опубликовав имеющиеся в госорганах Списки 60-х – 90-х годов прошлого века каждого региона и предоставив возможность специалистам и самой широкой общественности на местах сверить с реальностью и зафиксировать их состояние, наличие или отсутствие. Пополнятся такой ресурс должен по мере поступления информации, а для финансирования работы должна быть создана «Народная касса»*, на средства которой сможет осуществляться система контроля и проверки информации (экспедиции, работа в архиве, фотодокументация, описание ОКН, размещение информации на сайте, поддержка интернет-ресурса). В формировании такого ресурса интересно обратить внимание на опыт Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», создающего интерактивную карту «мест памяти» Нижегородской области совместно со специалистами и жителями региона.

Покровская церковь в селе Плотинском, Лысковский район, Нижегородская область, фото: Надежда Щема

Инициатором создания института независимой экспертизы в области сохранения объектов культурного и природного наследия РФ, занимающегося контролем за соблюдением закона, инспекцией и историко-культурной экспертизой ОКН (условно Инспекция по соблюдения законодательства в сфере охраны ОКН РФ) должно быть государство. Правительство регионов должно взять под охрану не только сами памятники архитектуры, но и зоны вокруг ОКН, как это сделало Правительство Новосибирской области в 2012 году, проводя на общественных слушаниях историко-культурные экспертизы охранных зон ОКН с последующей публикацией их границ на сайте Правительства региона и в СМИ. В дальнейшем – по вновь выявленным памятникам.

Судя по состоянию объектов культурного наследия в нашей стране, Министерство культуры РФ с его слабой системой контроля и всегда дефицитным финансированием не справляется с задачей сохранения историко-культурного наследия. В этом контексте интересен опыт Соединённых Штатов Америки, где ответственность за сохранение национальных памятников истории и культуры возложена на Министра внутренних дел. На Министра внутренних дел возложена обязанность составлять Национальный реестр, внося в него районы, территории, здания, сооружения и другие объекты, имеющие ценность с точки зрения истории, архитектуры, археологии, техники и культуры (список охраняемых памятников истории и культуры федерального уровня постоянно пополняется). С периодичностью раз в четыре года Министр внутренних дел должен оценивать результаты осуществления штатами программ по охране памятников. Офицер по охране памятников истории штата уполномочен вести общий обзор памятников истории, находящихся на территории штата, в сотрудничестве с федеральными и штатными агентствами, местными муниципалитетами, частными организациями и отдельными лицами; представлять памятники для включения их в Национальный реестр; разрабатывать и осуществлять общий план сохранения памятников истории штата и др. Финансирование программ по охране памятников истории и культуры осуществляется Министерством внутренних дел. Государственные субсидии предоставляются на определённых условиях и в размере, не превышающем 70% общих издержек. Для их получения необходимы: согласование мероприятий с общим планом деятельности по охране памятников истории, одобренным Министром; предоставление отчётов о проводимых мероприятиях; принятие на себя расходов по содержанию объекта после завершения программы. В ходе реформы в этой сфере имело бы смысл охрану объектов историко-культурного наследия вывести из-под юрисдикции Министерства культуры и передать её Министерству внутренних дел, создав структуру, аналогичную действующей в США.

Усадьба Шереметевых в деревне Лазарево, Богородский р-н, Нижегородская область, фото Галины Филимоновой

Согласно действующему в РФ законодательству, ответственность за сохранность объектов культурного наследия несёт его собственник. Однако и он не справляется поставленной задачей. Между тем, в ряде стран разработаны и действуют схемы осуществления налоговых льгот для тех, кто участвует в восстановлении исторической недвижимости. В некоторых странах возможны налоговые рассрочки, когда например, группа компаний, которые поддерживают проекты по возрождению исторических мест, в обмен получает право на рассрочки по выплате налогов (налоговые кредиты). Налоговые льготы касаются не только инвесторов, но и тех, кто восстанавливает исторические дома для собственного проживания. Так, если восстанавливается старый дом, то его стоимость после восстановления значительно возрастает, а вместе с ней и налог на имущество. Но, учитывая затраты на восстановление дома, практикуется система замораживания долгов – то есть за восстановленный объект платится такой же налог, как до восстановления. Нам также необходимо разработать и внедрить подобные схемы.

Желающие принять участие в подробном обсуждении этой темы, присылайте свои предложения на e-mail: nonstop6@yandex.ru

___________________

* Во Франции в рамках Министерства культуры существует Национальная касса по охране памятников культуры и искусства, в задачи которой входит сбор средств, предназначенных для охраны памятников.

Материал подготовила Галина Филимонова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!