О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе, фото Владимира Бакунина


Материал предоставлен Натальей Пакшиной для публикации
в рамках проекта
«Места памяти Нижегородской области»

Любопытный факт о главном храме Арзамаса

Утверждению проекта арзамасского Воскресенского кафедрального собора – 200 лет

Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса – был возведён в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Проект выполнил уроженец Арзамаса архитектор Михаил Петрович Коринфский (1788 – 1851), выдающийся мастер позднего классицизма.

Казалось бы, об этом объекте историко-культурного наследия всё давно известно: его торжественная закладка состоялась 14 июля 1814 года, первый камень в основание собора положил его протоирей Стефан Пименов, собор строился 28 лет, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство (шел подворный сбор средств), интерьеры собора расписаны воспитанниками арзамасской Ступинской школы О.С. и А.О.Серебряковыми, богатый иконостас выполнен в классическом стиле братьями Ломакиными…

Но, не так давно, заинтересовавшись жизнью и деятельностью М.П.Коринфского, я обратилась к книге Н.Ф.Филатова «Арзамасская школа живописи академика А.В.Ступина. 200-летию открытия школы посвящается», изданной в 2002 году в Арзамасе, и увидела в ней любопытный документ «Проектный план собора Арзамаса».

Оказывается, проект был подписан и утвержден знаменитым архитектором А.Н.Воронихиным 18 сентября 1812 года в самый разгар войны – через несколько дней после Бородинского сражения! А его разработка была начата раньше, еще в Петербурге, где М.П.Коринфский учился в Академии художеств у А.Н.Воронихина.

Проектный план собора Арзамаса, вычерченный архитектором М.Коринфским и утверждённый А.Воронихиным 18 сентября 1812 года Воскресенский собор, фото Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото Галины Филимоновой Воскресенский собор, фото Владимира Бакунина

Задумка построить в Арзамасе новый храм зародилась у Михаила Петровича за пару лет до начала войны. Вернулся он после учебы в родной город в конце сентября 1812 года не только с аттестатом первой степени и со шпагой, но и с чертежами фасада и плана здания, хотя окончательные рабочие чертежи были созданы в 1813 году. Эта деталь отмечена в книге П.Еремеева «Зодчий Поволжья – Арзамас», изданной АГПИ им. А.П. Гайдара в 1993 году.

Стоился собор действительно после окончания войны, в честь победы русского оружия, когда жители решили обратиться к проекту М.П. Коринфского, который ранее был одобрен и утвержден Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств.

Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимиром Бакуниным Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Натальи Пакшиной Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина

В феврале 1814 года состоялось общее всесословное собрание жителей Арзамаса. По его результатам, был составлен так называемый приговор и сформулировано прошение епископу Моисею. 17 февраля 1814 года Моисею были представлены также и план, и рисунок фасада. Как отмечает Николай Щегольков в собранных им «Исторических сведениях об Арзамасе» и опубликованных типографией Н.Доброхотова в 1911 году, епископ пришел в восхищение и на следующий же день положил на прошение такую резолюцию: «Храм великолепный и прекрасный по приложенному при сем плану и фасаду…выдать храмозданную грамоту».

Материал предоставлен Натальей Пакшиной (г. Арзамас)

В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина, Натальи Пакшиной и Галины Филимоновой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!