О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Чудская стоянка, фото Галины Филимоновой


11 июня 2015 года

Чудская стоянка

В «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области», которые фонд «Дать Понять» сверяет с действительностью, фигурирует памятник археологии II тысячелетия до нашей эры – Чудская стоянка. Может ли современный человек узнать о том, что представляла собой «древнерусская» культура в древнейшие времена? Была ли вообще тогда культура, а, может быть, их было несколько? В поисках ответов на эти вопросы мы и решили обратиться к памятнику археологии, который известен довольно узкому кругу специалистов.

Чтобы увидеть древнейшие чудские артефакты, мало знать, где именно в окрестностях Чуди находится этот памятник. Дело в том, что ученые, открывшие его в 1959 году, передали находки на хранение в фонд «Археология» Государственного историко-архитектурного музея-заповедника в городе Горьком (теперь – Нижний Новгород). Именно там в те годы работала Е.А.Безухова-Халикова, под руководством которой в Чуди была проведена разведка Вторым отрядом Горьковской археологической экспедиции.

Сейчас материалы этой разведки находятся в специальном хранилище в Городце. По нашей просьбе их специально привезли на некоторое время в Нижний Новгород и впервые разрешили сфотографировать для этой публикации. Оказывается, вот как выглядит памятник археологии «Чудская стоянка»:

Памятник археологии «Чудская стоянка», фото Галины Филимоновой

Сами ученые называют эту коллекцию «Чудь, поселение 1» (по Т.Д.Николаенко «Археологическая карта России. Нижегородская область»). Состоит она из 13 аутентичных артефактов, найденных в полутора километрах к северо-востоку от села Чудь недалеко от реки Кутры. Крупные водные артерии (как Волга и Ока) для древних людей представляли опасность, поэтому они селились у небольших рек. О том беззащитном периоде человечества нагляднее всего говорят каменные орудия, входящие в состав памятника археологии (два кремневых скола и скребок на отщепе кремня с частью желвачной корки – на фото второй ряд сверху).

Однако по этим артефактам сложно говорить о том, какая в Чуди была культура. На этот вопрос может помочь ответить другая часть памятника – восемь фрагментов стенок пористой (с растительной примесью в тесте) лепной керамики без орнаментации, найденные в подъемном материале и в шурфе (на фото – в третьем и четвертом ряду сверху).

Сама Безухова-Халикова, открывшая это древнее поселение в Чуди, очень осторожно высказывалась о датировке стоянки и ее культурной принадлежности. Тем не менее, в качестве предположения она отнесла его к эпохе бронзы. Однако по каким-то причинам еще два артефакта, которые также были найдены в подъемном материале, не были выделены исследователем. Речь идет о двух мелких фрагментах стенок лепного сосуда с ямочной орнаментацией (глубокой конической ямкой), с примесью шамота и песка в глиняном тесте (на фото – единственный артефакт в верхнем ряду и последний артефакт справа в четвертом ряду). В 1978 году они были изучены московским ученым Л.В.Кольцовым, посетившим Чудь в ходе специальной экспедиции. Материалы Безуховой он отнес к чирковско-сейминской культуре конца II – начала I тысячелетия до нашей эры.

Сложение этой культуры археологи предположительно рассматривают как результат взаимодействия и скрещивания местного древнефинского населения и пришлых представителей балановской культуры в пределах второй половины II тысячелетия до нашей эры.

Интересно, что в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшем в Волго-Вятском книжном издательстве в 1980 году, автор раздела «Археология» В.Ф.Черников определяет более раннюю принадлежность этой коллекции, отнеся ее к волосовской культуре (начало II тысячелетия до нашей эры). Происхождение волосовских племен археологи связывают с Прикамьем и Приуральем, а их деятельность с охотой и рыболовством, мотыжным земледелием и скотоводством.

Важно отметить, что эта культура получила свое название по стоянке, раскопанной в XIX веке недалеко от Чуди – у деревни Волосово Навашинского района. Еще в 1875 году жители этой деревни обнаружили диковинные камешки – острые, напоминающие узкий древесный листок и кем-то старательно обработанные. Архивные документы говорят о том, что молодая крестьянка Андреянова набрала пудовый мешок таких камней и решила продать их в Муроме. Слух о необычном товаре сразу же дошел до полиции, и женщину арестовали. Однако ей удалось избежать наказания: в дело вмешалась графиня Прасковья Сергеевна Уварова (1840 – 1924) – владелица земель в Муромском уезде и жена председателя Московского Археологического общества Алексея Сергеевича Уварова (1825 – 1884), оперативно организовавшего в этих краях профессиональные раскопки. Вот так и началась история Волосовской стоянки – знаменитого памятника развитого неолита, давшего название «волосовской культуре»!

Волосовская культура, к которой, по мнению Черникова, принадлежит и Чудская стоянка, сложилась в конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры на основе взаимодействия ранненеолитических культур – верхневолжской и балахнинской. Главная характеристика волосовской культуры – древняя ямочно-зубчатая (ямочно-гребенчатая) керамика, которая транслируется со времен раннего неолита от балахнинских племен. Именно к ней относится один из ключевых артефактов памятника археологии «Чудская стоянка»:

Памятник археологии «Чудская стоянка», фото Галины Филимоновой

О чем думал древний человек, украшавший свою посуду узорами в виде беспорядочно разбросанных неглубоких ямок? Может быть, так он хотел рассказать о местности, на которой проживало его племя? Возможно, ведь ученые установили, что в эпоху неолита люди жили в землянках – своеобразных круглых больших «ямах» (до 10 метров диаметром). Глубина такой землянки достигала двух метров. В жилище вел длинный коридорообразный вход, кое-где прослеживались земляные нары вдоль стен.

Памятник археологии «Чудская стоянка», фото Галины Филимоновой

А, может быть, он думал о красоте, выдавливая заостренными палочками стенки сосудов, образовывая тем самым своеобразные жемчужины и передавая последующим поколениям свою культуру и идентичность? Современные археологи положительно отвечают на этот вопрос. Они считают, что именно керамика и определяет тот или иной этнос: такой технологический прием был характерен для конкретной группы населения (тогда этноса еще не было), которая жила на определенной территории, имела свое хозяйство и особые обряды.

Все это называется археологической культурой, которую каждое племенное объединение учитывало в своей системе орнаментации керамики, считая, что нанося на поверхность такую ямку оно создает мощный символ защиты: охраняет пищу от порчи и оберегает от сглаза (ямка = глаз). Причем, узоры, говорящие о принадлежности людей к данному сообществу, были не только на посуде древнего человека. Их наносили на жилище и даже на тела людей в виде татуировок, где ямка изображалась уже в виде плоского кружочка.

Если присмотреться, то и сегодня можно увидеть ямки-обереги на старых домах: на карнизных и лобовых досках и наличниках:

Наличники в мерянской деревне, фото Андрея Малышева

Интересно, что кружочки можно разглядеть и на православных чудских иконах, чудом дошедших до наших дней:

P.S. О других памятниках археологии Чуди – см. публикации «Чудское селище» и «Чудские местонахождения».

Галина Филимонова, Руслан Филатов

Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой и Андрея Малышева

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!