О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Фрагмент обложки журнала НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ, № 15, 2008 год

 

Работа музея Нижегородского государственного университета по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Нижегородской области

За заведующую кафедрой музеологии, директора музея ННГУ, к.и.н., доцента Тамару Ивановну Ковалеву, потерявшую голос к моменту проведения семинара «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти» красноречиво «говорили» продукты ее деятельности - номера журнала «Нижегородский музей», главным редактором которого также является Тамара Ивановна. Ниже приведен текст колонки главного редактора журнала «Нижегородский музей» (№ 13, 2007 год):

Наш журнал «Нижегородский музей», знакомя читателя с неизвестными или малоизвестными сюжетами истории нижегородской культуры, ставит своей целью не только сообщить информацию, но и сформулировать те проблемы в этой области, которые необходимо решать не одним органам власти, но и всем нам, членам нижегородского сообщества. Каждый гражданин может и должен знать далекое и недавнее прошлое, своих предков, историю той части большой России, которая называется малой родиной. Это знание должно формировать представление о высоком предназначении человека на нашей земле, будить лучшие чувства и направлять на созидающий творческий труд, который украсит землю и жизнь окружающих людей, сделает их лучше, чище и добрее.

Значительную роль в деле пробуждения этого исторического сознания человека призваны сыграть музеи, главные хранители социальной памяти, способные возвратить человеку не только прошлое, но и помочь ему обрести самого себя.

Русский философ Н.Ф.Федоров, размышляя о причинах возникновения музея, пришел к мысли, что «музей возникает именно из противоречия духу обличия (обличения. - Т.К.), безжалостной критики, суда пессимизма, готовых обречь чуть ли не все прошлое на уничтожение... он рождается именно на его защиту, на оборону веры, надежды, любви... Просвещая ум, музей воспитывает чувства, но чувства лишь благородные, священные. Таким образом, знание, накопленное в музее, получает нравственную рефлексию, начинает переосмысливаться в ценностных категориях, работающих на самоидентификацию человека».

Главной темой нашего журнального варианта музейной экспозиции стала тема русской усадьбы, ее хозяйственной и культурной жизни, судьбы ее владельцев, которые создавали этот особый феномен русской культуры («Нижегородский музей», № 13, 2007 год).

В наше время, когда человек стал активно «возвращаться на землю», строить или украшать маленький или большой дом на своей земле эта тема стала вновь актуальной. Ее изучение и публикация результатов исследований, с одной стороны, дают возможность получить знания о проблемах прежних усадьбовладельцев и опыте, который может быть адаптирован к современным условиям. С другой стороны, изучая историю усадебной культуры, мы проникаем в мир людей, населявших усадьбы, их владельцев — «уникального слоя высокообразованных, воспитанных на идеалах дома и чести, благородных и бескорыстных, преданных своей родине людей, которые, по сути, и были главным достижением русской культуры за все время ее существования».

Старая усадьба погибла в революционных сражениях начала XX века, трагически ушли с исторической сцены и ее владельцы.

Какими станут новые владельцы новых усадеб? Будут ли восстановлены нравственные приоритеты над материальными?

Материалы журнала «Нижегородский музей» (№ 13, 2007 год) позволят читателю получить некоторое представление о нижегородских усадьбах, как сельских, так и городских. В начале XX столетия в нашем крае только помещичьих усадеб было более 400, из них 142 представляли, по мнению местных властей, «интерес в художественном и историческом отношении». В настоящее время создан Реестр нижегородских усадеб, которым присвоен статус памятника. Каково их прошлое? Как сегодня живут эти усадьбы? Кто ими владеет? Как используется их историко-культурный потенциал? Об этом можно прочитать в материалах исследований, проектов и программ, публикуемых в этом номере журнала.

Редакция посчитала необходимым познакомить читателей с некоторыми материалами сборника статей «Русская усадьба», который издается с 1994 года членами восстановленного Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Мы надеемся, что начавшееся сотрудничество с этой авторитетной общественной организацией даст новый импульс в развитии процессов изучения и использования того культурного наследия, которое создавалось в сотнях нижегородских городских и сельских усадеб.

Нам бы хотелось, чтобы проблемы вырождения нижегородских усадеб больше привлекали внимание широкой культурной общественности, чем до нынешнего дня. Процесс должен быть ускорен хотя бы потому, что усадебные сооружения катастрофически быстро разрушаются, особенно те из них, которые совсем недавно были освобождены от арендаторов.

Комментарий Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять»: номер журнала «Нижегородский музей» (№ 13, 2007 год), подаренный фонду «Дать Понять» известным нижегородским краеведом М.М.Хоревым, стал основой для разработки и осуществления двух проектов Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять»: «Уходящая натура» и «Уходящая натура-2009».

Обложка журнала НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ, № 13, 2007 год Обложка журнала НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ, № 15, 2008 год Обложка журнала НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ, № 16, 2008 год Обложка журнала НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ, № 17, 2009 год

Автор доклада:
Ковалева Тамара Ивановна
зав. кафедрой музеологии, директор музея ННГУ, к.и.н., доцент

В публикации использованы фотографии обложек журналов "Нижегородский музей", предоставленных Т.И.Ковалевой

Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!