О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


 

Гиперболоид Шухова против Эйфелевой башни

В прошедшие выходные состоялась последняя экспедиция проекта «Уходящая натура», посвященного нижегородским старинным усадьбам. На этот раз его участники посетили город Выксу – старинный центр горно-металлургической промышленности.

Выкса встретила нас цветными клубами дыма, выдуваемого черными трубами в синее небо, и приятной компанией из отдела по связям с общественностью Выксунского металлургического завода. Пройдя строгий контроль на заводской вахте, мы оказались на территории завода, где среди обшарпанных заводских строений высилась ажурная красавица-башня – гиперболоид архитектора-конструктивиста и изобретателя Владимира Шухова.

Уже при жизни Шухова называли русским Эдисоном и первым инженером России. Впервые он продемонстрировал свои уникальные разработки в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде: башню-гиперболоид с конструкцией из металлической сетки с ромбовидными ячейками, а также выставочные павильоны с висячими покрытиями и цилиндрическими сетчатыми сводами. Башня имела на выставке самый большой коммерческий успех: ее было удобнее и дешевле строить, чем обычные водонапорные башни, и она не уступала им по прочности. Шухов получил множество заказов на строительство фабричных цехов, крытых железнодорожных перронов и водонапорных башен, и первые поступили из Выксы, куда инженер был приглашен сразу после выставки.

Портрет В.Г.Шухова Шуховская башня в Выксе, фото Галины Филимоновой Шуховская башня в Выксе, фото Галины Филимоновой Шуховская башня в Выксе, фото Дмитрия Соколова

Здесь он построил башню высотой 32 м и два цеха, в частности листопрокатный, где впервые в мире применил прямоугольное в плане покрытие двоякой кривизны из сетчатых металлоконструкций. Внутренний объем здания был залит светом, так как стены на всю ширину были застеклены. Выксунская «водонапорка», после которой Шухов построил подобные в более чем 30 городах России, стала прообразом знаменитой телебашни на Шаболовке, построенной им в 1920 годах.

– Когда в 90-е годы шуховские объекты на ВМЗ увидел руководитель института теории и истории архитектуры (Инсбрук, Австрия) профессор Райнер Греффе, он упал на колени и от восторга воздел руки к небу, – рассказала нам профессор ННГАСУ Татьяна Виноградова, специалист по шуховскому наследию. – В 1972 году в Мюнхене при строительстве нового стадиона архитекторы применили висячие покрытия в форме пространственной несущей конструкции и решили, что они совершили революцию в инженерно-технической сфере. И очень удивились, узнав, что подобные сооружения более полувека назад уже были построены Шуховым в России. Сейчас многие специалисты считают его башни более значительными, чем Эйфелеву.

Похвально, что руководство ВМЗ в целях реставрации местных объектов Шухова разрабатывает международный проект «Шуховское наследие» (руководитель – Райнер Греффе), и расчищенные от мусора территории бывших цехов, которые нам пришлось увидеть, тому явное подтверждение. Администрацией Выксы и господином Греффе также ведется работа по включению шуховских объектов в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

Шуховские перекрытия, фото Дмитрия Соколова Шуховские перекрытия, фото Галины Филимоновой Шуховские перекрытия, фото Галины Филимоновой Шуховские перекрытия, фото Галины Филимоновой

В прошлом году к празднованию 250-летия ВМЗ его руководство также инициировало реставрацию комплекса усадьбы бывших владельцев завода братьев Баташевых, с главным их домом, строившимся в конце XVIII столетия. Масштаб реставрационных работ участники проекта «Уходящая натура» оценили по заслугам. И провинциальная Выкса, где, кроме прочего, в середине XIX века драматург Aлександр Сухово-Кобылин написал известную пьесу «Свадьба Кречинского», к концу экспедиции выросла в наших глазах до уровня крупного культурно-исторического центра.

Проект «Уходящая натура» осуществляет Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять».

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 29 августа 2008 года

Светлана Высоцкая

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой и Дмитрия Соколова

Материал опубликован на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!