О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


ПЕЙТЕ КОЛА-КОЛЬЧИК!

В августе в австрийском Линце – городе-побратиме Нижнего Новгорода – состоялась выставка нижегородских художников «Старые окна города NN». Жители Линца познакомились с творчеством Ильи Борисова (живопись и графика), Владимира Фуфачева (живопись), Олега Вдовина (живопись), Ольги Борисовой (батик), Екатерины Розенфельд (фотография), Андрея Скворцова (фотография), Сергея Петрушева (арт-саунд) и Галины Филимоновой (документальное кино). Интерес к этой акции, организованной Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять» и культурным центром «Donauschule Linz», обусловлен новым статусом нашего побратима. В 2009 году Линц станет культурной столицей Европы, а культура - приоритетным направлением в развитии сотрудничества наших городов в течение ближайших пяти лет.

Европейцы часто задаются вопросом: чего можно ждать от России? И им иногда кажется, что русские знают, что такое Россия и могут все объяснить. В первую очередь, с помощью искусства, которое рождается в глубине русской противоречивости, русского хаоса, русской тоски по единству. Творческое меньшинство всюду ищет выхода из духовного тупика. Ищет и в России, уходя вглубь с политической поверхности, где кипят слепые страсти и властвуют хозяева голубого экрана, возбуждая и направляя взрывы страха и ненависти. Как ни отличается русский хаос от европейского порядка, главные задачи современной духовной культуры – одни и те же. Мы все ищем новых образов Бога, способных обновить «ценностей незыблемую скалу» в нашем знании.

В Европе часто сравнивают Россию с луковицей: на византийский пласт лег пласт монголо-татарский, на него – европейский, и все эти пласты образовали беспокойное, но живое единство. Русскую культуру сравнивают также с ковровой мастерской, где в каждом коврике вплетены европейские нити. Выдерните их – и все рассыплется. Но коврики русские. Мастерская русской культуры сплетает вместе все то, что в Европе существовало отдельно, и целое принадлежит России. Русское богатство неотделимо от русской нищеты, от хаоса разнородных начал – византийских, татарских и западных. Россия живет в тяготении к порядку (то ли татарскому, то ли европейскому) – и в бунте против этого порядка. Противоречивость принципов культуры заставляет искать истоки права в личности правителя, а формы культуры – в жизни соседей. Таким образцовым соседом всегда была Западная Европа.

Принято считать, что Россия не создала особого вселенского проекта, особой Книги, особого языка и шрифта, русская цивилизация всегда творится и никогда не была сотворена. Но вселенский дух Россия подхватила и легко наполняет им заимствованные формы. Сначала она сравнялась с Византией в искусстве иконописи, а в некоторых сюжетах и превзошла византийцев. В ХIХ веке Достоевский и Толстой превзошли западных романистов. Сила русской культуры – в тяготении к цельному образу того, что разбросано в национальных ликах Европы (и не только Европы). Русская мысль как бы собирает Европу в единую империю. Единство Европы – единство диалога – никогда не ощущалось в Европе с такой остротой, как при взгляде из России.

Экспозиция нижегородской выставки «Старые окна города NN» подтверждает вышесказанное. Сегодня мир по своей структуре напоминает большой город. В нем есть места для туристов (например, Италия), есть район хороших ресторанов (Тайланд), есть полицейский участок (так, например, понимает себя современная Америка), есть места, где живут криминальные элементы. Город NN – это собирательный образ эпохи, универсальный город No Name, со своими символами (Владимир Фуфачев), мифологией (Олег Вдовин), сказками (Ольга Борисова), иронией (Илья Борисов), эмоциями (Екатерина Розенфельд и Андрей Скворцов), звуками (Сергей Петрушев) и документацией (Галина Филимонова). Прав был Виктор Шкловский, когда писал: «В жизни мы летим через мир, как герои Жюль Верна летели с Земли на Луну в закрытом ядре. Но в нашем ядре нет окон. Мы не переживаем привычное, не видим его, а узнаем». Именно поэтому работа художника сводится к тому, чтобы создать непрерывную, каждым своим местом ощутимую вещь, - вещь фактурную, созданную для переживания, а работа художественной акции – в конструкции «окон, заменяющих театр и прогулки».

Настоящим открытием для австрийцев стал проект Ильи Борисова «ТипаГРАФИКА», получивший широкую известность в Нижнем Новгороде благодаря фестивалю социальной рекламы «МЫ!» (2002 год). «ТипаГРАФИКА» включает в себя около 30 графических листов, выполненных в авторской печатной технике – трафаретная печать и печать с картонных матриц. Проект, ориентированный на критику глобализма и консьюмеризма (общества потребления), состоит из ироничных лозунгов и иллюстраций к ним: «Пейте Кола-Кольчик!», «Ешьте грибы!», «Курите бамбук!», «Твои отходы – тоже еда!». Превалирующий образ проекта – наркотические грибы псилоцибы. Они повсюду - «А у нас в Рязани есть грибы с глазами!», «Мухамор», «Вечность» и другие. И этот символ с легкостью считывают люди западной ориентации. Наркомания, особенно среди молодежи, есть ответ на возросшие требования общества к личности, точнее невозможность этой личности самореализоваться в данном обществе, по причине запредельных для человека требований к его ресурсам. Именно поэтому процветающие страны серьезно страдают от роста наркомании. Не приходит ли цивилизация, эталоном которой является рационализм западной культуры, к своему пределу?

Возможно, все современное движение антиглобалистов как раз и связано с протестом против чрезмерности рационализма. По Рабиндранату Тагору, рациональность, доведенная до совершенства, становится бесчеловечной. Чтобы рацио существовало, оно должно расчленить реальность и вычленить из нее связи и отношения. Воздействуя на них, Разум и управляет. Цивилизация избегает целостности, именно поэтому у нее широчайшие возможности постепенно проникать в любую культуру. Она проникает частями, комплиментарными данной конкретной культуре. В этом ее сила и перспективность. Так, цивилизационность в вопросе отношения полов разделила физиологию и чувства, проблему деторождения и взаимоотношения людей. Секс подразумевает получения удовольствия без нежелательных последствий. Здесь так же являет свой лик западное понимание феномена свободы: хочешь получать удовольствие – осознавай необходимость. Причем всякая необходимость означает необходимость платить. Рационалистический секс постепенно лишается того возвышенного флёра, который окружал его в романтике литературы прошлых веков. Сегодня сексом должны подтверждаться просто тесные дружеские отношения между людьми. Гендерный же подход, достижения феминизма привели и к формам однополого секса. Сегодня секс – утверждения доверительных и искренних отношений и помощь друг другу в снятии внутреннего напряжения ради устойчивой уравновешенности и собственного здоровья. Любовь выносится за скобки. Так в западной цивилизации. Так и в ироничных работах Ильи Борисова «За новую семью!», «MAN + MAN», «WI + WI», «MAN + WI».

Антиглобалисты, гринписовцы и их группы поддержки на интуитивном уровне чувствуют, что глобализм ведет к нивелированию национального, изничтожению неких «пустячков», которые часто и делают жизнь рядового человека подлинной жизнью. Идеи классовой борьбы и классового подхода исчерпали себя, но при этом адепты глобализма уже заняли вершины ниш процветания и сделали это за счет бесстыдного ограбления народов в прошлые века. Обратного пути не будет. Посему чувствуется, что подлинное процветание по-прежнему будет уделом золотого миллиарда человечества, а всем остальным – быть компостом для этого процветания. Рационализм выступает именно за это, поскольку одинаковое процветание для всех невозможно по причине ограниченности ресурсов Земли. Рационализм цивилизации высшее свое проявление всегда находит в господстве закона. Что такое закон в рамках западной цивилизации, хорошо показано практикой фашизма. Здесь тоже все делалось по закону – уничтожались евреи, славяне, притеснялись другие не арийские народы. И если встать в позицию обезьяны, то вроде бы это можно и понять – расширение жизненного пространства, продвижение более высокой культуры в другие нации и так далее. Острая сатира этой проблемы нашла свое отражение в работах Борисова «Вечность», «За порядок!», «За правильное искусство!».

Современный человек нашего мира стремится всё объяснить. Неизвестность, неопределенность пугает его и лишает сил. По Витгенштейну, мир есть то, что имеет место. С точки зрения рацио цивилизации человек нуждается в том, чтобы его человеческое определялось и контролировалось. Свобода как осознанная необходимость предельна по своей сути. Предельность в том, что необходимость есть уже несвобода. Надо следовать некоторому порядку, что рационально, и тут вспоминается Гегель: «Всё разумное рационально, всё рациональное – разумно». Однако для русского менталитета важнее не свобода, а воля. Коротко её апологию можно выразить так: «Что хочу, то и ворочу». Она основана не на рационализме, расчете и планировании за горизонт видимости, а на интуиции, наитии, желании, эмоциях и непредсказуемости. Рационализм предполагал и предполагает развитие у человека безэмоциональности, своего рода аристократической каменноликости. Еще Чарльз Дарвин высказывался в том смысле, что через сто лет, то есть уже к двадцать первому веку, человек сделается существом, на лице которого никогда не будут выражаться никакие эмоции, считавшиеся рудиментарным признаком. И даже в установке западных психологов – не копить в себе эмоции, не скрывать их, а выплескивать их, по возможности – и есть весь цвет рационализма – делай только то, что нужно и полезно по размышлению.

В воле, волении кроется один из феноменов «загадочной русской души». Воление стоит на «хочется» и чувствах в наипервейшую очередь. Иррационализм в критических ситуациях оказывается продуктивнее голого рационализма. Иррационализм обладает большим творческим потенциалом, чем рационализм, творческий импульс которого только в вариантах репродукции. Иррационализм русских позволяет концентрироваться в узких областях деятельности, где удается достаточно быстро добиться намеченных успехов (балет, фигурное катание, синхронное плавание). Постоянное усилие в достижении процветания в обыденности иррациональность не интересует. Отсюда, пьянство, наркомания, разгул преступности. Русские лучше всего действуют тогда, когда нет никаких шансов на успех.

Кстати, именно из-за того, что русских часто не слушают, русские ведут себя совершенно в духе Карлоса Кастанеды: если нас не слушают, если мы вне признанной части общества, мы – свободны, свободны от этого общества, его ценностей и правил, свободны вести себя как угодно и делать все, что угодно. Именно поэтому западный Разум нас по-прежнему боится, по-прежнему чего-то ждет от нас и по-прежнему нами интересуется. Подтверждает это предложение австрийской стороны продемонстрировать «ТипаГРАФИКУ» Ильи Борисова в ближайшее время во всемирно известном «Кунстхаусе» в Граце.

Галина Владимирова

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 15 октября 2005 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!