О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


В Нижегородских садах выращивают… виноград

А дубы в дворянских парках растут уже 500 лет

Дворянские усадьбы в России быстро перестали нести функцию обычного «родового гнезда», где воспитывались поколения интеллигентных и образованных людей. Усадьбы становятся местом многочисленных приемов, балов, великолепных праздников, которые сопровождаются музыкой, зачастую исполняемой собственными крепостными оркестрами, фейерверками и степенными прогулками в садах и парках.

Регулярные сады и уникальные парки разбивались на территории имений одновременно со строительством поражающих впечатление построек дворцового типа. Мастера паркового хозяйства старались выгодно подчеркнуть все достоинства и выразительность украшаемой местности и прилегающих водоемов, но часто им приходилось искусственно создавать земляные рвы, фонтаны, пруды, формировать ландшафтный дизайн, восполняя имеющиеся недостатки естественного рельефа. Это были настоящие произведения садовой архитектуры, которыми гордились хозяева и восхищались гости.

На территории усадьбы Пашкова (село Ветошкино Гагинского района) был разбит рукотворный английский парк с букетной посадкой деревьев – удивительное сочетание величественных сосен и столетних дубов с различными видами хвойных и лиственничных деревьев, посаженные на близком расстоянии друг от друга, образуют общую крону большого диаметра. Бережно сохраненный владельцем естественный рельеф местности был дополнен несколькими террасами, с которых открывался великолепный вид на пойменные луга. В парке были созданы искусственные пруды, аллеи украшали мраморные статуи. Особую гордость парка в настоящее время представляют пятисотлетние дубы. Сами хозяева, спускаясь к реке, по парку не ходили, к Пьяне вел подземный ход, выложенный мрамором, украшенный итальянскими скульптурами, снабженный воздухоотводами, 2,5 аршина высотой.

На территории усадьбы был летний и зимний дворец. Летний дворец был подожжен около 13 лет назад и практически весь сгорел, остались одни стены. Зато зимний дворец был отреставрирован. Перед этим дворцом со времен Пашкова сохранилась клумба, в которой в свое время цвели розы. Клумба и сейчас радует глаз красивыми цветами и борнуковским камнем, привезенным с Ичалковских пещер.

Недалеко от села Ветошкино расположен п. Баронский, владельцем которого в свое время был барон Антуан Анри Жомини. Здесь уже не наблюдается парков, на европейский манер в этом имении был разбит красивейший сад в 44 га. В этих местах сохранилась более-менее чистая экологическая обстановка, что подтверждается огромными муравейниками и заливисто поющими соловьями. В этом районе очень сильные ветра, поэтому каждый сад имел форму квадрата и был отделен от другого аллеями, защищающими плодоносные деревья от мороза. Все фрукты из сада шли на Пешеланский завод, там в свое время был даже зоопарк с павлинами и лебедями.

В настоящее время эти памятники культуры восстанавливаются московским холдингом НПО «Синь России». Возрождающиеся имения не отличаются шаблонностью подходов, как и раньше, территории усадебных комплексов, украшает садовая скульптура, только в более упрощенном и осовремененном виде. В этом году в саду Жомини было высажено 320 виноградных лоз, в перспективе здесь планируется возродить виноделие. Нынешние хозяева усадьбы с оптимизмом смотрят в будущее – начало великого пути положено, значит, дальше будет доброе продолжение. Хотя сил и средств потребуется еще достаточно – постоянно поддерживать порядок намного сложнее, чем просто единожды все восстановить.

В селе Богородское Воскресенского района в усадьбе Левашевых находилась оранжерея, в теплицах которой выращивали нетипичные для этой северной местности фрукты (ананасы, персики). Сейчас об этом остались только воспоминания, даже по территории самой усадьбы уже трудно пройти человеку, настолько там все в заросшем и запущенном состоянии. Здесь никогда не проводилось масштабной реставрации.

Красивый парк был разбит и в усадьбе Орловых-Давыдовых в с. Симбилей Дальнеконстантиновского района (по обоим берегам протекающей поблизости речки Симбилейки). По берегам были посажены ивы, в самом парке были распланированы аллеи, стояли деревянные беседки. На территории усадьбы был также плодовый сад, где было высажено около полутора сотен яблонь и десятки ягодных кустов. За неимением должного ухода, парк сильно зарос и утратил свою первоначальную планировку. Многие деревья погибли, хотя некоторые липы, дубы, березы и сосны, возрастом более ста лет, пока еще живут.

В Павлово есть парк «Дальняя Круча». Когда-то, совсем еще сравнительно недавно, это было уютное место для отдыха. На его территории находилось колесо обозрения, кинотеатр, ресторан, стадион, на котором проходила сельскохозяйственная ярмарка, эстрада (застекленная «ракушка»), из которой открывался великолепный вид на реку. Здесь стояли красивые, напоминающие теплый Крым беседки. Сейчас, конечно, прогуливающегося по парку народа тоже хватает, в нем стараются поддерживать порядок, но до восстановления прежнего места для полноценного отдыха ему уже далеко...

В таких местах очень удобно проводить пейзажные экскурсии. Удаляясь все дальше в парки, забываешь о красоте увиденных ранее домов, растворяясь в окружающей тебя природе, незаметно для себя избавляясь от постоянных городских стрессов и мысленно прощаясь с утомительным, временами несносным, но таким красивым образом жизни, который называется «повседневностью».

В селе Симбилей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области сохранилась усадьба Орловых-Давыдовых (десять усадебных объектов). Двойную фамилию вернул себе Владимир Петрович, внук графа Орлова, чья дочь в свое время вышла замуж за дворянина Давыдова. О происхождении самой фамилии Орловы, е сть небольшое предание, которое гласит, что один из потомков Орловых участвовал в стрелецком бунте и был приговорен к казни. Когда он подходил к плахе, то, по легенде, он легонько отстранил государя рукой, сказав: «Посторонись, государь, здесь я лягу». Петр I был восхищен спокойствием и смелостью стрельца и промолвил: «Орел!». Бунтовщик был помилован и успешно продолжил свой род, оставив продолжительный и достаточно интересный след в истории.

В свое время Симбилей было богатым селом. Вместительные кладовые были вынесены на улицу, подальше от домов, оберегая содержимое от пожара и воровства. Это было новшеством для того времени, да и сейчас мало в каких деревнях можно встретить подобные вещи. В селе была учебно-показательная столярная мастерская, научная лаборатория, госплемрассадник лошадей, детский сад, библиотека, клуб… Сейчас зимовать остается всего домов пятнадцать. Хотя в селе есть, что возрождать, есть, чем удивить. Стоит только сохранить те крупицы истории, которые пока еще целы.

Главный дом был построен в 1834г. Первый этаж этого здания занимали барские комнаты. Предполагают даже, что в комнате, два окна которой с левой стороны здания выходят в парк, размещался кабинет Орлова. В этой же комнате находилась красивая печь, отделанная белым кафелем. На втором этаже располагалась прислуга. В доме до сих пор в очень хорошем сухом состоянии сохранились обширные погреба, которые в настоящее время можно использовать под ресторанные или складские помещения.

В доме управляющего комнаты перепланированы под квартиры, в которых продолжают жить люди. Этот дом по размерам не уступает графскому.

Парк составлял 12 га. На территории парка был барский ключ, со временем иссякший, и сохранился только сельский ключ, из которого продолжают брать воду местные жители и приезжие люди.

Первое, что приходит в голову при упоминании фамилии Орловых – это племенные рысаки и роговые оркестры. Сам граф Орлов, постоянно проживавший в своем подмосковном имении Отрада, редко бывал в с. Симбилей (наверное, поэтому главный дом не впечатляет убранством и масштабностью), но даже здесь он держал свой оркестр из крепостных, руководителем которого был Лев Гурилев (1770-1844гг.), отец известного композитора Александра Гурилева (1803-1858 гг.).

Русские усадьбы всегда отличались концентрацией различных искусств на своей территории. Приемы и праздники сопровождались фейерверками, театральными представлениями и, конечно же, музыкой. Особое внимание уделялось роговым оркестрам. Такая музыка быстро стала популярной и нигде за пределами России больше никогда не встречалась. Хотя это увлечение просуществовало сравнительно недолго (в первой половине XIX в. роговые оркестры постепенно были вытеснены симфоническими и духовыми), каждый уважающий себя помещик старался иметь свой роговой оркестр. Это как раз тот период русской истории, когда Россия с большим пристрастием относилась ко всему иностранному, когда все в нашей стране делалось с широким необъятным размахом, что выражалось и в громадных хорах певчих и в немаленьких роговых оркестрах.

Принцип роговой музыки заключался в том, что каждый из музыкантов выдумывал одну определенную ноту, из сочетания этих тонов складывались аккорды, разыгрывались всевозможные пьесы. По воспоминаниям очевидцев, эффект получался чудесный. Особенно вся прелесть музыки чувствовалась около воды в летние вечера, когда иллюминованные лодки с нарядной толпой гостей скользили по прудам или реке. Один из заезжих шотландцев, путешествовавших по России в начале XIX века сравнивал эффект от прослушивания рогового оркестра с впечатлением, получаемым от игры огромного органа. Особенно роговая музыка захватывала слушателя, когда музыканты оставались невидимыми. Наверное, наиболее точное определение самой музыки дал Державин: «роговой оркестр – это орган и волынка одновременно».

Эта музыка родилась в Санкт-Петербурге в 1751 году и спустя более 150 лет после неоднократных попыток возродилась там же. Интерес к роговой музыке не мог исчезнуть бесследно, о ней сохранились слишком восторженные отзывы современников.
В какой-то момент казалось, что утеряны все секреты необычного искусства, но нашлись люди, своими руками создавшие инструменты, освоившие особенности нотной записи и специфику игры на рогах. В результате в Санкт-Петербурге появился ансамбль «Русская роговая капелла». Коллектив успешно существует уже более пяти лет и радует своей музыкой не только российских, но и зарубежных слушателей.

Наталья Сивакина

Материал опубликован в газете "Нижегородский рабочий" от 18 сентября 2009 года

Автор публикации – участница пяти экспедиций проекта «Уходящая натура», организованных Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять» в 2008 году

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!