О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Современное искусство и локальные контексты

Так назывался междисциплинарный музейный семинар, который прошел в Арсенале в апреле 2015 года при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. В центре внимания профессиональной дискуссии оказались проблемы взаимосвязи локальной истории, музейных практик и современного искусства. В течение двух дней ведущие российские и зарубежные кураторы, директора музеев и галерей, искусствоведы и арт-критики размышляли над тем, какую роль играет культурное наследие в современной действительности, каким образом опыт прошлого работает на будущее города, людей и сообществ, действующих в нем, и какое место в этом темпоральном взаимодействии занимает современное искусство.

Свои ответы на эти вопросы сам Арсенал представил на выставке «Музей великих надежд», сознательно обращаясь не к проблемам национального или глобального порядка, с которыми в первую очередь ассоциируется современное искусство, а к краевому контексту, откликаясь на вызовы своего места – той территории, на которой работает культурная институция. При этом кураторы выставки Алиса Савицкая и Владислав Ефимов уточняют, что такое переживание прошлого – это разговор о будущем.

Развивая мысль о локальной культуре и ее влиянии на будущее, заданную Арсеналом, участники семинара сфокусировались на  теоретической рефлексии этой темы. В рамках панельной дискуссии «Территория локального: производство истории, современность, будущее» речь шла о том, что же такое контекст и где его корни. На взгляд художественного руководителя ГЦСИ Леонида Бажанова, «контекст выстраивается не только вне нас, но и внутри нас, потому что связан с личной историей и историей конкретной семьи». А для директора Уральского филиала ГЦСИ Алисы Прудниковой «контекст – это то, что конструируется, и самое интересное на сегодняшний день – конструирование себя как локального, т.к. мы берем ответственность за определенную ситуацию и формируем ее».

По мнению арт-критика и профессора теории искусств из Гамбурга Ноэми Смолик, исследующей тему имитации (пародии) как художественной стратегии, без осмысления и анализа произведений локального искусства не произошел бы ряд глобальных открытий. Так, без русской иконописной школы и классической литературы не было бы всемирно известного русского авангарда во главе с Казимиром Малевичем в живописи и Велимиром Хлебниковым в поэзии.

Насколько актуален еще один аспект этой многогранной темы – сопереживание пространству и сообществу в настоящем – можно было судить по выступлениям гостей из Бельгии (куратор, директор Музея изобразительного искусства в Генте Катрин де Зегер), Австрии (куратор, арт-директор биеннале в Киеве в 2015 году «Киевская школа» Георг Шёлльхаммер) и Болгарии (куратор, директор Музея Современного искусства в Софии Ярослава Бубнова).

Отмечая своеобразную постсоветскую идентичность стран, входивших в блок Варшавского договора, речь зашла о памятнике советским воинам в центре Софии, который стал площадкой для политических высказываний современных художников, разрушающих тем самым монумент как памятник конкретной исторической эпохе. В ходе дискуссии директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор предложила такое решение проблемы: сам памятник затянуть плотной тканью, а рядом установить его модель из фанеры, которую городские сообщества смогут перекрашивать легально хоть каждый день, не портя при этом памятник как произведение искусства.

Обмениваясь опытом, участникам семинара удалось проанализировать политику музеев в регионах (Бландин Шаванн на примере Нанта, Владимир Берсенев и Юлия Тавризян на примере Перми, Сергей Ковалевский на примере Красноярска), поделиться опытом использования номадического принципа для формирования неразграниченных галерей (Андреас Хоффманн на примере Киркинеса), продемонстрировать практики современного искусства в создании истории места (Неля Коржова (Ширяевская биеннале), Евгения Кикодзе (Шаргород), Мария Вейц («Критическая масса» в Санкт-Петеребурге) и Иосиф Бакштейн) и обсудить тему междисциплинарности музея как форума, объединяющего экономику, общество и художника (Кирилл Кобрин, Бланш Гинбаум-Сальгас, Олеся Туркина).

В рамках семинара состоялся концерт гипотетической музыки «Воображаемый фольклор» (автор идеи – Алексей Шмурак), призванный не только сделать публичным композиторское исследование феномена фольклора, но и представить некий обряд несуществующей (выдуманной) культуры. Поместив такие фольклорные черты традиционной культуры как анонимность, привязка к трудовой деятельности и социальному устройству, формульность в сегодняшний контекст, саундхудожникам удалось наглядно показать модель современной горизонтальной культуры, в которую включено всё: от старинных стен Арсенала до звуков кофейных чашек и блюдец.

Галина Филимонова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!