О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


UPD: 13 апреля 2021 года

Материал предоставлен Александром Утовым

Село Чернуха: историческая справка

Село Чернуха Кстовского района Нижегородской области находится 15 км южнее районного центра. Расположено на месте древнего эрзянского поселения (веле) с вероятным названием «Раужолей». С эрзянского «Раужо» – чёрная, чернозёмная, «лей» – река. РГАДА по сведениям писцовой и межевой книги 1648 – 1650 годов Симбилейской волости Закудемского стана Нижегородского уезда выявил, что в  конце 1620-х – начале 1640-х годов на речке Чёрной была поселена деревня Чёрная, впоследствии – село Благовещенское (Чернуха). В книге записано: «Да за боярином же князь Михаилом Михайловичем Темкиным-Ростовским новопоставленных деревень, которые поставлены после писцов Дмитрея Лодыгина с товарыщи… деревня Чёрная на речке на Чёрной». Первый владелец вотчины, основатель села князь М.М.Темкин-Ростовский — русский военный и государственный деятель, стольник, воевода и дворецкий. Подробнее о нем – в «Русском биографическом словаре» (СПб, 1912 год, т. 20, стр. 463 – 465).

«Поселена» была новая русская деревня на выгодно выбранном месте: во-первых, вблизи воды, во-вторых, на небольшой возвышенности без рисков подтопления, в-третьих, в досягаемости соседних поселений для общения и на случай стихийных бед, в-четвертых, на уже частично освобожденных бывшими эрзянами от леса под пашню «росчистях». Первые дворы деревни были построены на южной части возвышенности. Здесь же, в отдалении от них, стоял боярский двор.

Особую в истории села речку Чёрную древние нарекли так за тёмный цвет вод, богатых органическими веществами. В литературе встречается речка с другим названием — Чернушка. Сейчас она отсутствует — источники, её питавшие, иссякли. В прошлом земли Чернухи были богаты родниковыми водами. Так у подножия юго-западной стороны возвышенности, на которой лежит село, находилось несколько источников и на Плане села (далее — по тексту справки) место обозначено Овраг Котлов. В настоящее время овраг зарос и превратился в балку c небольшим ручьём. На южной стороне возвышенности были ещё два, рядом расположенные, источника. Место до сих пор называют Поварни. Топоним возник от внешнего сходства бурлящей воды источников с кипящей словно на кухне водой. (Поварня — устар., разг. кухня, изба. Мн.ч. — поварни). Воды Поварни использовались селянами в быту за вкус и мягкость воды. Оба источника были обнесены срубами и имели подъезд. Кроме них на верхней части села было ещё 5 колодцев. Таким образом, речка Чёрная свое течение начинала в Овраге Котлов с близлежащего к его вершине родника. Протекая по дну оврага, собрала воды всех источников («котлов»), далее пополнилась от Поварни и продолжила течение по бывшему лесу в южном направлении до реки Озёрки. Место слияния рек находилось напротив деревни Вершинино. Старица частично и устье до сих пор просматриваются. Общая длина речки составляла около 2 км.

С 1625 года и до учреждения Нижегородской епархии в 1672 году «церковные дела Низовой земли» находились в ведении московского патриарха. Впервые церковь в селе упоминается в 1653 году в окладных книгах сбора церковной дани Патриаршего Казенного приказа. По книгам Нижегородцкие десятины патриарша домового Благовещенского монастыря архиморита (так в документе) Сергия да старост поповских борисоглебского попа Иакима да села Кунавина пречистенского попа Дмитрея в нынешнем в 1661 году прибыло дани вновь. «Церковь Благовещения Пречистыя Богородицы да в пределе Преподобные Матери Марии Египецкие в поместье боярина князь Михаила Михайловича Темкина-Ростовского в селе Благовещенском. Дани дватцать два алтына одна денга, десятилничих и заезда гривна. Июня в 5 день те денги. Взяты. Платил староста поп Иаким».

Основанное поместное село получило двойное название «Благовещенское, Чернуха тож». Первое название — церковное. Второе — Чернуха, образовано (трансформировано) от названия деревни (Чёрная), ставшей селом. Название хорошо известное на Нижегородчине, одних только населенных пунктов насчитывается 9, не считая малых и средних рек. В толковом словаре В.Даля «чернуха» встречается при пояснении автором слова «чёрный», а в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), «чернуха» — это небольшое растение с голубым цветком и узкими листьями.  Семена употребляли как приправу. Двойные и даже тройные названия населенных пунктов в этих землях стали постепенно появляться с середины XVI столетия после постройки здесь православных храмов. Так, поблизости находились села: «Богородское, Подлесово тож, «Борисово, Покровское тож», «Воскресенское, Наченье тож».

В переписной книге Закудемского стана 1678 года упоминается «поместное село Благовещенское, Чернуха тож, а в нем двор боярской, а живет в нем приказной человек Якушко Томилов».

По переписной книге 1686 года в селе было 36 крестьянских и бобыльских дворов, а по переписи 1710 года — 43 двора.

Сведения о селе также есть в Ландратской книге Закудемского стана Нижегородского уезда 1716 года.

Нижегородская епархия в 1722 году распоряжением Преосвященного Питирима собрала сведения (Сказки) о приходских церквях. Крупная епархия на то время состояла из округов, которые называли пятины. Пятина (буквально — «пятая часть земли») известна и применялась с XII века в землях  Великого Новгорода.  Согласно переписи село Чернуха с приходской церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы входили в состав Терюшевской пятины. Причт состоял из двух священников (Антипа Егоров и Иван Иванов, год начала служения в этой церкви у обоих  — 1706), диакона (Иван Федоров, с 1707 года), дъячка (Емельян Федоров, с 1717 года) и пономаря (Федор Григорьев, с 1717 года). Пахотной церковной земли было 15 десятин в трех полях. Подарена помещиками. В состав прихода входили: село Чернуха и деревни  Майдан, Лапшлей, Мешиха. Всех приходских дворов — 165.

По сведениям архивного фонда Нижегородской духовной консистории ЦАНО, в 1778 году в селе была построена новая церковь с прежним названием  Благовещения Пресвятой Богородицы. Месяц и день освящения не известны.

Информация о селе Чернухинского старшего священника  А.В.Кордатова (? — 1890). Опубликована в «Сборнике статистических и справочных сведений по Нижегородской губернии» (Нижний Новгород, 1880 год): «Первоначально Чернуха была построена в один порядок, ныне называемый Большой, а потом со временем выстроился другой порядок на половину села, называемый Малый. Против Малого на противоположной стороне построена слободка дворов в 15-ть. В середине села находится белая деревянная церковь, построенная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в 1778 году, вместо сгоревшей вместе с селом тоже деревянной церкви. На сооружение новой дан указ от Преосвященного Антония, Епископа Нижегородского и Алатырского от 15 Марта 1778 года за № 267, на имя старосты церковного Гаврилы Матвеева с приходскими людьми. Первоначально построена одна холодная Благовещенская церковь, но спустя несколько времени сооружен и теплый придел во имя Св.Великомученика Димитрия Солунского. При постройке для фундамента использовали дубовый лес, находившийся в полуверсте от села. Лет через 80 он стал заметно гнить и заменен на каменный. Колокол в 20 пудов был отлит в 1793 году и отличался благозвучием. Церковь в 1874 году обнесена со всех сторон деревянною с каменными столбами оградою, за которой растут кругом березки. В нескольких саженях от церкви расположен порядок духовенства, называемый в народе Попов порядок. Он состоит из 4 домов деревянных, из которых один дом для священников общественный, а прочие три у причетников собственные. Всего в них проживает  духовных — 12 мужского пола и 15 женского. С незапамятных времен к оному приходу, бывший до 1866 года двухштатный, вместе с Чернухой относились деревни: Майдан, в 2-х верстах от села, Лапшлей — в 3-х, Мешиха — по зимнему пути в 3-х, а по летнему в 4,5 верстном расстоянии. Приходских дворов всего — 290, келий — 63». О названии деревни священник сообщает, что оно унаследовано от речки Чернушки. И далее пишет: «Касаясь старины, предадим местное предание. Деревня Чернуха свое название получила от основателя оной мордвина, прозывавшегося черным или вернее черноухим. Такое мнение может отчасти подтверждаться усвоенным селом наименования женского рода  — Чернуха». Предание сказано, интересное и включено в справку села, но фактов его подтверждающих нет.

Чертеж церкви в селе Чернухе, документ ЦАНО
 
Согласно предписания Нижегородского Губернского Правления по Губернской Чертежной в 1785 году был составлен специальный план села Благовещенское (Чернуха тож) и земельных угодий.

Специальный план села Благовещенское (Чернуха тож) и земельных угодий

Существенное влияние на развитие села оказал проложенный через него тракт. В разное время здесь возникли и работали: волостное правление; почтовая станция с телеграфом, телефоном, конным курьером;  водяная и ветряные мельницы; кузницы; сельское училище, позже ставшее школой; библиотека при церкви; земская больница; ветеринарная лечебница; пожарное хозяйство; крахмало-тёрочный завод; торговые лавки, а на берегу Озерки устраивался базар. Тракт стал продолжением знаменитой Владимирки — дороги, соединявшей Москву с Владимиром и Нижним Новгородом. В списке населенных мест Нижегородской губернии на 1859 год указано, что село лежит по Казанскому почтовому тракту на город Василь. От Нижнего Новгорода он проходил через села: Большая Ельня, Кстово, Шелокша, Чернуха, Ключищи, Слободское, Докукино, Варварское, Работки  и далее на Василь, Казань. Сведения ЦАНО о тракте в истории села: «В книге Смольникова И.Ф. о путешествии Пушкина А.С. в Оренбургский край указано, что 3 сентября 1833 года Пушкин отправился из Нижнего Новгорода в Казань. Путь проходил по правому берегу реки Волга по Казанскому почтовому тракту».

Сведения о селе как волостном в 1860-х годах есть в  «Нижегородском сборнике» А.С.Гациского (том 2). Воспоминания для сборника написаны местным священником. Некоторые положения из них: населенный пункт (так в сборнике) имеет своё существование с первых годов XVII столетия или сороковых того же столетия; село принадлежало к Терюшевской пятине; жителей мужского пола 295, женского 326, дворов 98, построены в три линии по ровной местности; сверх домов имеются: деревянная церковь, волостное правление, станционный дом и сельское училище; к  этому правлению относятся: село Ключищи (235 жителей)  и деревни Лапшлей (582), Майдан (707), Мешиха (244), Вершинино (235); в 1864 году при церкви было открыто сельское училище для обучения крестьянских мальчиков, где преподавателями были местные священники с причтами (этот год считается основанием современного МБОУ Чернухинская средняя школа); общим сельским промыслом и главным занятием крестьянина следовало бы быть хлебопашеству, но от недостатка пахотных земель и посредственного их плодородия в народе возникли другие занятия: крестьяне занимаются валянием сапог, выделкой овчин, содержанием постоялых дворов, почтарством, извозами по большим трактам и биржевым в Нижний Новгород.

По сведениям ЦАНО, Чернухинская волость существовала в XIX веке (точный год создания волости не установлен). Ликвидирована постановлением Нижегородского уездного исполнительного комитета 20.06.1921 года.

Данные ЦАНО из клировой ведомости церкви за 1914 год: «Церковь построена в 1778 году тщанием прихожан. В 1910 году трапеза перестроена вновь на средства Нижегородского мещанина В.Ф.Ухова. Правый придел освящен 24 октября, левый 27 ноября 1910 года.


 
Здание — деревянная (церковь) с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, в одной связи, крепка, для молящихся поместительна, крыта железом. Престолы: в ней три, в настоящей в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 25 марта. В приделах (так в документе ): в правом во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского, освящен 26 октября. В левом во имя Преподобного Феодора Начертанного, освящен 27 декабря. По штату в ней  положены: священник, диакон, псаломщик».


О владельцах села. Настоящие земли окончательно стали русскими после длительного противостояния, серии войн и в результате завоевания Казанского ханства в 1552 году. При их раздаче для освоения, большая часть вотчин отошла в пользование не нижегородской, а знати Московского государства. Эта особенность структуры служилого землепользования в Нижегородском уезде подтверждается и сведениями на владельцев Чернухи. Они приводятся согласно записям в архивных документах и в хронологическом порядке:

1. «В вотчине боярина кн. Михаила Михайловича Темкина-Ростовского в д. Чёрной…». Писцовая и межевая книга 1648-1650 годов Симбилейской волости Закудемского стана Нижегородского уезда.

2. «Боярина князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского за женою ево за вдовою боярынею княгинею Фетиньею Ивановной поместное село Благовещенское, Чернуха тож…».  Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда 1678 года.

3. «За стольником за князь Потапом да за князь Иваном княж Хохоновыми детьми Давыдовыми в селе    Чернухе…». Ландратская книга Закудемского стана Нижегородского уезда 1716 года.

4. «Вотчины Московского перваго полку прапорщика Ивана Иванова сына Измайлова села Чернухи з деревнями…».  Переписная книга 1748 года 2-й ревизии Закудемского стана Нижегородского уезда.

5. «Вотчины дочери покойного генерал-майора Ивана Ивановича Измайлова  - девицы Настасьи Ивановны Измайловой». Ревизская сказка 4-й ревизии 1782 года села Благовещенское Чернуха тож Нижегородской округи.

6. «Вотчины супруги генерала  князя Ивана Ивановича Одоевского -  княгини Настасьи Ивановны по отцу Измайловой». Cказка 5-й ревизии 1795 года.

7. «Вотчины помещицы княжны Варвары Ивановны Одоевской». Cказка 6-й ревизии 1811 года.

8. «Вотчины помещицы Варвары Ивановны Ланской». Cказка 7-й ревизии 1816 года.

9. «Вотчины помещицы фрейлины Двора Её Императорского Величества Варвары Сергеевны Ланской, досташейся ей по наследству после родительницы её тайной советницы Варвары Ивановны Ланской». Cказка 10-й ревизии 1858 года.

Согласно областного Постановления за № 93 от 11 августа 1924 года, с натуры был выполнен чертеж церкви  в Чернухе, который был принят в плановый архив управления Нижегородского губернского инженера и зарегистрирован 3 апреля 1925 года под № 52.  

План местности: церковная земля и церковные постройки в селе Чернухе, документ ЦАНО

Чертеж церкви в селе Чернухе, документ ЦАНО

Чертеж церкви в селе Чернухе, документ ЦАНО

План церкви в селе Чернухе, документ ЦАНО

По чертежу с приложенным к нему масштабом удалось определить размеры церкви: около 38 x 11 метров, высота с крестом - 29 м, площадь молельного зала 260 кв. м. На чертеже изображена северная сторона церковного здания, поэтому накупольные кресты, обращенные на восток, спроектированы в виде шпилей.

Благовещенская церковь в селе Чернухе Кстовского района

Церкви принадлежало приходское кладбище для погребения умерших православных. Первые упоминания о нем встречаются в метрических книгах церкви в третьей части «О умерших», начиная с 1840 года. По информации Чернухинского старшего священника А.В.Кордатова оно находилось: «Саженях в 10-ти от ключей Поварни - пониже их, на холме, окруженном оврагами со всех сторон. В соседстве с приходским кладбищем отведено с 1874 года бывшим становым приставом г. Садовским кладбище раскольническое  — обрытое канавой». Священнослужителей хоронили в ограде церкви. В декабре 1918 года декретом Совнаркома «О кладбищах и похоронах» православные церкви и иные конфессии были отстранены от похоронных дел. Кладбище закрыли и при необходимости вспомнить о нем называют Старое Чернухинское кладбище. Часть захоронений были перенесены на Новое, сегодня действующее.

В советское время церковное название села Благовещенское постепенно убрали изо всех источников информации, а церковь закрыли.

Сведения ЦАНО: «Постановление № 340 президиума Горьковского областного исполнительного комитета от 11 ноября 1938 года. Ходатайство граждан и райисполкомов о закрытии церквей и мечетей. 22. О закрытии церкви в с. Чернухе Кстовского района. Согласиться с постановлением президиума Кстовского райисполкома от 22 апреля 1938 года и церковь в с. Чернухе закрыть, с последующим переоборудованием под школу. Закрытие церкви поручить произвести Кстовскому райисполкому с соблюдением ст. 40, 42 и 44 закона о религиозных объединениях. Процедура закрытия длилась с 17 мая 1938 года до 4 января 1939 года».

В итоге первая церковь работала в селе 125 лет с 1653 года до постройки новой в 1778 году. Вторая церковь — 160 лет: с 1778 года до её закрытия в 1939 году. Здание было переоборудовано под школьные дополнительные классы и с годами, по данным МБУ «Кстовский историко-краеведческий музей», церковь была разрушена.   

По сведениям исследователя Ольги Дёгтевой, в 1947 году здание Благовещенской церкви в Чернухе использовалось под сельский клуб. Выглядело оно так:

Здание Благовещенского храма в селе Чернухе в 1947 году, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой

Небольшая деревянная церковь с 300-летней историей по величине и значимости — Собор, Святыня для местных мирян.  Жизненная судьба большинства из них начиналась с Таинства Крещения и заканчивалась отпеванием в этой церкви. Посещали её с усердием, считалось традиционным и верили, что «время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь».

«Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои». Ветхий Завет. Книга Проповедника, глава 1, стих 6. И всё возвращается на круги своя.

В 2010 году на месте бывшей церкви в Чернухе возвели часовню в честь Великомученика Димитрея Солунского. В тот же год, по данным  Всероссийской переписи населения, в селе проживали 1180 человек.

Чернухинская часовня в Кстовском районе, фото Михаила Ростовского Чернухинская часовня в Кстовском районе, фото Михаила Ростовского Чернухинская часовня в Кстовском районе, фото Михаила Ростовского Чернухинская часовня в Кстовском районе, фото Михаила Ростовского

Через несколько лет рядом с ней был заложен фундамент под легкий деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из-за нехватки средств строительство остановилось, но в 2019 году оно было возобновлено: 7 февраля был совершен молебен (богослужение возглавил благочинный Кстовского округа Нижегородской епархии протоиерей Алексей Ёлкин), а 17 апреля в селе было начато строительство Благовещенской часовни (молебен совершил настоятель Троицкого храма села Шелокша иерей Дионисий Покровский).  В конце мая 2019 года в Чернухе появилась новая постройка, как результат завершения первого этапа возрождения храма в селе.

Благовещенская часовня в Чернухе

P.S. По данным поземельной переписи за 1920 год (ЦАНО. Ф.Р-124. Оп. 4. Д. 319), в селе Чернухе Чернухинской волости Нижегородского уезда проживали следующие семьи: Андреев, Бакалдин, Бубунин, Бурмистов, Варакин, Волгин, Врагов, Горбунов, Горшков, Грунин, Гурычев, Дадакин, Ефремов, Зеленкин, Зорков, Кадулин, Калинин, Клепиков, Князев, Ковезин, Кордатов, Королев, Костылев, Крестин, Кузнецов, Кульпин, Кустырев, Кутасов, Маштаков, Межевов, Монаков, Новиков, Олонцев, Опаленов, Печанов, Поцепин, Прусов, Редькин, Сергачев, Сивов, Сорокин, Старцев, Стованов, Сюртуков, Табункин, Тулин, Тучин, Тычкин, Ухов, Хованов, Чепов, Чистов, Чичин, Шавин, Шилов, Щенников, Ягодин. Посторонние: Востоков, Груздев, Дьяконов, Егоров, Карпухин, Кашин, Кипрский, Клюев, Копров, Котельников, Лебедев, Музыкантов, Оксанов, Палкин, Плешков, Потехин, Смеловский, Смолин, Терехов, Холоденко – малоросс, Цыпровский, Шварев, Шириков. Эти сведения предоставил Михаил Юрьевич Федотов.

Материал предоставлен Александром Утовым, предки которого упоминаются в первом архивном документе по деревне Чёрной

В настоящей публикации использованы фотографии Михаила Ростовского, а также документы ЦАНО и фотографии, предоставленные Александром Утовым и Ольгой Дёгтевой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!