О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


13 мая 2020 года

Материал предоставлен Ольгой Дёгтевой

Строительная история Воскресенской церкви в городе Павлове Нижегородской области

Воскресенская церковь располагается в центральной исторической части Павлова (улица Ломоносова, 26) на высоком берегу реки Оки и является важной градостроительной доминантой в речной панораме всего города и его окрестностей.

Воскресенская церковь в Павлове, фото проекта реставрации колокольни предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Воскресенская церковь в Павлове, фото проекта реставрации колокольни предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Согласно изустному преданию, бытовавшему среди жителей села и записанному исследователями XIX столетия, в старину в верстах в десяти от него, вниз по реке Оке, там, где она делает поворот к северу, у подошвы крутой горы существовала небольшая Воскресенская мужская обитель. В качестве топонима в память об этой обители, крутые холмы на этом берегу Оки именовались «Воскресенскими». Точное время основания данного иноческого поселения не известно, как и имя его основателя.

Древний Воскресенский монастырь был малобратственным, бедным, и к тому же берег реки, на котором он находился, подмывался речной водой, что грозило ей разрушением. Именно по этим причинам братия монастыря обратилась с просьбой перевести монастырь в Павлово непосредственно к владельцу села – князю Якову Куденетовичу Черкасскому.

Согласно записи в Писцовых книгах, в 1622 году село Павлово из дворцовых сел было пожаловано князю И.М.Черкасскому: «В закудменском стану вотчина написана за боярином князем Иваном Черкасским, вотчина Государевых Нижегородских дворцовых сел, село Павлово, острог на берегу реки Оки; а промеж посада речка Тарка, а в селе Павлове на верхнем посаде церковь Преображения Спасова, деревянная, да на нижнем посаде церковь Николая Чудотворца».

Князь Черкасский, исполняя пожелание братии Воскресенского монастыря, отвел для обители новое место, там, где сегодня находится Воскресенский храм. Кроме этого на строительство новых храмов и монастырских келий пожертвовал находившуюся тогда здесь дубовую рощу, называемую «Дубровской». Еще в XIX веке павловские старожилы одну из прилегающих к Воскресенской церкви улицу называли «Дубровка».

Князь Яков Куденетович Черкасский был владельцем села Павлово до 1666 года. Село Павлово оставалось во владении этой фамилии вплоть до 1745 года, а затем, после сильного пожара, истребившего фактически все село, в качестве приданного за княжною Черкасскою оно перешло к графу Петру Борисовичу Шереметеву. Таким образом, возникновение монастыря в самом поселении на месте Воскресенской церкви можно датировать первой половиной XVII века.

В 1886 году в своем официальном рапорте благочинный села Павлова священник Николай Фиалковский о прежде существовавших здесь монастырях сообщал следующее: «При Воскресенской церкви из надписи напрестольного креста таковой /мироздания 7207 лета устроен крест сей в монастыре Воскресенский, иже в селе Павлове/, и из изустного предания видно, что при церкви был мужской монастырь». Вклад этот был сделан в Воскресенский монастырь в 1699 году. Кроме этого факта сведения об этой обители есть и в других источниках XIX столетия. В монографии П.Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви» говорится о том, что в Павловском Воскресенском монастыре настоятелем, начиная с 1624 года, был некий игумен Иоасаф.

В работе А.Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» про Павлово сказано, что здесь были упразднены два монастыря Воскресенский мужской и Павловский женский: «Сведения о существовании сих обителей простираются от начала XVII до начала XVIII века; в последний раз о них упоминается в 1730 году».

Однако в опубликованных источниках есть противоречия относительно судьбы Павловской Воскресенской обители. Дореволюционный исследователь В.Зверинский про него сообщает: «Основан в первой половине XVII столетия Иваном Борисовичем Черкасским, которому пожаловано село в 1622 году; князь Михаил Яковлевич Черкасский в 1662 году перевел монастырь на Ворсменское озеро, где он до ныне существует под именем Острово-Езерского-Троицкого».

Аналогичные сведения в своем очерке «Павлово и Ворсма, известные стально-слесарным производством села», изданном в 1864 году приводит А.Смирнов: «Князю Черкасскому понравилось красивое положение острова, на озере близь села Ворсма, где и выстроил им монастырь, известный под именем «Островоезерского», в него переведена братия монастыря Воскресенского».

Вероятно, что оба эти исследователя основывали свои выводы на известной книге архимандрита Макария (Миролюбова) «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния», изданной в 1857 году. Но каких либо архивных документов, непосредственно связанных с переводом монастыря в Ворсму, обнаружить не удалось (в фондах ЦАНО).

Архимандрит Макарий, а вслед за ним и другие дореволюционные авторы, ссылаясь на грамоту митрополита Сильвестра 1715 года (по другим данным 1730 года), пишет о том, что согласно этому документу протопопу Спасо-Преображенской церкви села Павлово, некоему Алексею, в частности предписывалось иметь надзор за иноками Воскресенского монастыря. В это время в обители числилось 12 насельников, состоявших под руководством некоего старца Авраамия.

Однако очевидно, что еще в 1720-е годы в связи с введением новых правил монастырского общежития, согласно Духовному регламенту, Павловский мужской монастырь был упразднен, и оставшиеся от него две деревянные церкви были обращены в приходские. Причт церковный тогда состоял из двух священников, дьякона и пономаря. За приходом числилось 30 десятин пахотной земли в двух пожнях, пожалованных Иваном Борисовичем Черкасским. Среди прихожан в 1723 году здесь официально значилось в самом селе Павлово и в деревни Заплатино 122 крестьянских дворов и 40 дворов вдовьих и солдатских жен. Спустя годы причисленные к ним крестьяне выстроили на их месте каменную приходскую церковь.

В описи имущества церквей села Павлова за 1749 год про эти храмы сказано: «Воскресения Христова деревянная об одной главе на ней крест железный. Церковь теплая Казанская Пресвятой Богородицы деревянная. У тех церквей колокольня деревянная на главе крест деревянный обложен жестью». Один из этих храмов во второй половине XVIII века, возможно, что зимний (теплый), впоследствии был уступлен прихожанами за незначительную цену бедным жителям села Глядкова в Горбатовском уезде. Простоял он на новом месте около восьмидесяти лет, а затем в 1830-е годы сгорел во время пожара в этом селе.

Первые документально подтвержденные сведения о ныне существующей каменной церкви зафиксированы в документах конца XVIII – начала XIX столетия. Согласно самым ранним из сохранившихся церковных клировых ведомостей за 1799 год, в это время в селе Павлове значилась «Церковь Воскресения Христова, при ней два придела, каменная утварью удовольствована».

В клировых ведомостях за 1804 год впервые указывается год постройки церкви: «Оная Воскресенская церковь каменная новая утварью удовольствована. Построена в 1778 году, в ней два придела – по правую сторону Казанской Божией Матери, а по левую – святых апостолов Петра и Павла».

В отличие от других храмов села Павлова данная церковь строилась исключительно «усердием прихожан и доброхотных дателей, на месте бывшей деревянной церкви», без поддержки крупных благотворителей и владельцев села Шереметевых. 1778 год как дата постройки храма фигурирует в большинстве источников по истории Воскресенской церкви.

Очевидно, что строительство его проходило в течение довольно длительного периода, во время которого замысел зодчих, видимо, несколько раз менялся. Об этом говорит наличие на основном объеме четверика двух развитых карнизных поясов (нижний из которых, также как и верхний, является венчающим), разнохарактерный облик отдельных частей здания, различия в типах кирпичной кладки и другие особенности.

При этом первоначально были освящены два дополнительных престола в трапезной части храма, и лишь затем в 1778 году, по благословению епископа Нижегородского и Алатырского Антония (Забелина), здесь освящается главный престол – в честь праздника Обновления храма Воскресения. Первый придел был освящен архимандритом также ранее упраздненного Нижегородского Духова монастыря неким Димитрием, а второй – игуменом Ворсменского Островоезерского монастыря Серапионом.

В связи с этим наиболее точной датой постройки Воскресенского храма, как нам кажется, нужно считать 1740 год. Эта дата впервые фигурирует в источниках при описании церковных древностей в 1827 году, представленных церковным клиром в Нижегородскую духовную консисторию. Эта датировка была основана по надписи на святом антиминсе, правда, не указано на каком именно престоле находилась эта святыня.

Воскресенский приходской каменный храм являлся наследником святынь от прежде существовавшего здесь мужского монастыря. Это вышеназванный напрестольный крест, а также целый ряд икон, написанных выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым. При описании храмовых церковных древностей в 1827 году приводится описание данной святыни: «Благоговейного кипарисового, серебром обложенного креста, который мерою в вышину 8-м, а поперек 4-х вершков, устроен он в лето Сотворения Мира 7207-м, как из имеющегося на нем вырезанною по серебру надписи значится, тщанием Стефана Васильева сына Леонтьева, в поминовение своих родственников, в коем как из этой же надписи видно, имеются мощи святых угодников Божьих».

Современники в середине XIX столетия отмечали такие замечательные святыни как храмовый образ Воскресения Христова в серебряной вызолоченной ризе, старинная икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, осыпанная жемчугом и драгоценными камнями, икона Смоленской Богородицы, в серебряной ризе, украшенной жемчугом, и другие образа.

Судя по статистике 1799 года, в приходе в вотчине графа Николая Петровича Шереметева числилось 116 дворов, где проживало 466 душ мужского пола и 502 женского пола, а по штату в церкви должно было служить четыре человека, но фактически было два священника, дьякон, дьячек и пономарь.

В своей работе архимандрит Макарий при описании каменной церкви указывает также на то, что: «Над папертью Воскресенской церкви в 1805 году устроена красивая колокольня, внутри церковь Воскресенская окрашена краскою, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметьевым, после упраздненного им в Павлове железного завода».

Воскресенская церковь в Павлове, фото проекта реставрации колокольни предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Воскресенская церковь в Павлове, фото проекта реставрации колокольни предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Но данная датировка строительства при храме колокольни нам кажется маловероятной, так как в начале XIX столетия возведение шатровых колоколен уже не было распространено. Скорее всего, под этой датой подразумевается капитальный ремонт колокольни, ее укрепление мощными контрфорсами, либо проведение каких-либо других строительных работ. Документально это предположение подтверждается только косвенно. В одном из архивных документов говорится о том, что в 1805 году была составлена новая опись церковного имущества. Тогда же в начале XIX столетия, видимо, осуществили частичную закладку северного и южного входных проемов колокольни (это видно на дореволюционных фотографиях).

Согласно самой последней описи церковного имущества, составленной в 1918 году, на храмовой трехъярусной колокольне находилось девять колоколов. Самый большой из них весом в 304 пуда 20 фунтов, как пишет архимандрит Макарий (Миролюбов), был отлит в 1843 году, а восьмой небольшой колокол весом всего в 2 пуда остался здесь еще от вклада князя Якова Куденетовича Черкасского. Внутри колокольни в северо-восточной части находилась каменная лестница. Архаичный облик ее, зафиксированный на многочисленных фотографиях, безусловно, характерен для культового зодчества XVII столетия.

Документальных свидетельств о перестройках Воскресенской церкви на протяжении XIX века, а также в начале XX столетия в архивных документах обнаружить не удалось. В настоящее время в Церковно-археологическом музее Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре хранятся два святых антиминса из этого храма. Первый антиминс был освящен 8 января 1833 года епископом Нижегородским и Арзамасским Амвросием (Моревым) для Петропавловского придела, а спустя годы 14 декабря 1860 года был освящен антиминс для Казанского придела епископом Нижегородским и Арзамасским Нектарием (Надеждиным).

По какой причине происходило переосвящение престолов в церкви в 1833 и в 1860 году установить по архивным документам не удалось. Может быть, это было связано с изменением внутреннего интерьерного облика церкви (обновлением иконостасов, росписей). Но, возможно, что замена антиминсов была вызвана просто плохим состоянием древних антиминсов, которые находились в храме прежде.

Композиционно храм имел следующий облик, характерный для церквей рубежа XVIIXVIII веков: основной объем – четверик имеет три яруса света, увенчанный пятиглавием, украшенный изразцовым фризом, к которому примыкает обширная трапезная часть (перекрытая двускатной кровлей) и высокая многоярусная шатровая колокольня. Очень похожий аналогичный облик имел и другой храм в селе Павлове – Преображенский собор, постройка которого датируется 1666 годом.

Согласно страховой оценочной ведомости церквей Горбатовского уезда, составленной в 1910 году, Воскресенская церковь имела следующий облик: «Каменная. Крытая железом, окрашена зеленой масляной краской, длина церкви считается с колокольней 16 сажень, наибольшая ширина 7,5 сажени, высота до верха карниза в настоящей [четверик] – 8 сажен, в трапезе высота 4 сажени, на церкви имеется 5 глав, больших окон – 23, малых на верху церкви – 6, на главах – 4». Колокольня имела высоту до верха карниза – 8 сажен. В зимнее время церковь отапливалось пятью печами. Оценивался храм вместе с колокольней в 16.000 рублей.

По статистике 1904 года, в Воскресенском приходе официально числилось большое количество прихожан: 923 мужчин и 1021 женщин. После революции в 1918 году Павловский уездный исполнительный комитет в лице Отдела по отделению Церкви от государства заключил с верующими этого прихода типовое соглашение на право пользования ими здания церкви, составив при этом краткую опись церковного имущества. Из нее известно, что вокруг церкви тогда существовала каменная ограда с кованой решеткой.

Свой первоначальный вид Воскресенская церковь в городе Павлове сохраняла до 1930-х годов. Еще до официального закрытия храма в период антиколокольной кампании, объявленной по всей стране в 1930 году, с колокольни были сброшены колокола (именно поэтому на некоторых снимках советского периода на ярусе звона видны следы разрушения, разбитая кладка).

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

29 марта 1934 года Президиум Павловского райисполкома принимает постановление о ликвидации в городе сразу шести православных церквей «с последующим переоборудованием под разного рода культурно-просветительские учреждения». При этом планировалось обустроить в Воскресенской церкви детский кинотеатр.

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Одновременно с этим 8 апреля 1934 года в местной газете «Павловский металлист» была опубликована заметка, где говорилось о том, что: «В виду многочисленных требований трудящихся города о закрытии в городе Павлове церквей и передачи их под культурные благоустроенные учреждения горсовет на днях обсудил этот вопрос и постановил: удовлетворить справедливые требования трудящихся города и возбудить ходатайство перед Крайисполкомом и ВЦИК о закрытии церквей».

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

Чертеж Воскресенской церкви в Павлове, документ ЦАНО, фото предоставлено Ольгой Дёгтевой.

В ответ на подобные решения властей, чтобы ликвидировать все православные храмы, верующие города стали писать жалобы в различные инстанции, в том числе и в Краевую комиссию по культам. Прихожане Воскресенской церкви жаловались в Москву во ВЦИК, и в результате их действий 1 октября 1934 года решение Крайисполкома о ликвидации этого храма было отменено. Однако уже на следующий год Краевым исполкомом вновь принимается решение о закрытии церкви. При этом здание церкви подлежало сносу «согласно заключения специальной технической комиссии», но сам этот документ не сохранился. В 1936 году Президиум ВЦИК принимает постановление, по которому утверждает решение Горьковских краевых властей о ликвидации Воскресенской церкви в городе Павлове.

Первоначально храм тогда предполагалось снести по причине его аварийного состояния. В справке по данному вопросу, составленной Павловским районным Исполнительным Комитетом 1 октября 1936 года, сказано, что «здание каменное со сводчатым каменным потолком, имеющее трещины и покосившаяся колокольня», а верующие ремонтировать церковь якобы отказались. В этом же документе сообщается, что, учитывая исключительную нужду города в жилой площади, Горсовет отдал здание Воскресенской церкви «Промстройтресту» под жилье. К этому времени колокольня церкви практически полностью была разобрана (кроме первого яруса), каменные своды разобраны и заменены на деревянные перекрытия.

В 1980-е трапезная часть церкви была разрушена до основания. Решением Горьковского (Нижегородского) облисполкома от 18 декабря 1989 года за № 471 Воскресенский храм в г. Павлове был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории и культуры регионального значения. В 2003 году НИП «Этнос» был разработан проект зон охраны Воскресенской церкви как объекта культурного наследия.

В 1992 году был вновь зарегистрирован приход Воскресенской церкви и начались поэтапные восстановительные работы. В период с 1993 по 1999 годы были восстановлена алтарная апсида церкви, кровля и купола; проведена реставрация оконных проемов, третьего яруса света четверика, а также проведено инженерное обследование и укрепление колокольни новыми бетонными контрфорсами (по проекту, разработанному в ННГАСУ под руководством Г.В.Конакова).

В 1999 году при разработке и реализации проекта воссоздания трапезной части церкви, выполненного в ООО «Проект 3» архитектором-реставратором Васильевой А., на месте разрушенной трапезной части (для определения точных ее габаритов) были проведены архитектурно-археологические исследования. Одним из аспектов проведенного комплексного исследования стало то, что сведения из письменных архивных источников и краеведческой литературы частично удалось проверить археологическими методами. В ходе археологических и натурных изысканий, проводимых параллельно со строительными работами, археологом Ст.М.Дмитриевским были обнаружены находки, уверенно датируемые хронологическим интервалом в границах XVIIXVIII столетий. Кроме этого был зафиксирован значительный слой следов сильного пожара на данной территории, выявлено значительное количество останков различных погребений, фрагменты иноческого и священнического облачений умерших, а также белокаменные надгробные камни, изготовленные из местного известняка. К сожалению, официальный подробный отчет по данному раскопу не был выполнен.

В раскопе были обнаружены многочисленные погребения, которые позволяют говорить о том, что возникновение церковного погоста на этом месте связано с переводом сюда Воскресенского мужского монастыря. В очерке А.Смирнова сказано, что до официального распоряжения правительства, чтобы кладбища обустраивались в удалении от поселений, павловцы хоронили умерших около приходских церквей. В дальнейшем в Павлове появился специальный большой погост, защищенный рвом и валом, где выросла большая роща деревьев. Человеческие останки, обнаруженные в ходе археологических раскопок 1999 года, были перезахоронены на территории церкви к северу от храма.

В настоящее время после восстановления трапезной части церкви появилась необходимость продолжить реставрацию данного храма, а именно: осуществить восстановление шатровой колокольни. Наряду с обмерными фиксационными чертежами 1920-х годов детальный облик ее возможно реконструировать благодаря сохранившимся многочисленным фотографиями как дореволюционного, так и советского периода.

Храм имел облик, характерный для церквей рубежа XVIIXVIII веков: планировка «кораблем», основной объем – четверик в три яруса света с сомкнутым сводом, увенчанный пятиглавием, был украшен нарядным кирпичным декором с изразцовым фризом. Особый интерес представляли кокошники в основании глав, частично скрытые кровлей четверика, купольный абрис которой имел, вероятно, позднее происхождение. Одноабсидный алтарь перекрывался кирпичной конхой. К храмовой части примыкала обширная двустолпная трапезная перекрытая с системой коробовых сводов. Шатровая, типа восьмерик на четверике, колокольня была украшена тремя ярусами слухов. Сравнительный анализ фотоматериалов показывает, что за период XIX – начала XX веков изменились покрытия глав – вместо чешуи их покрыли «в шашку» со звездами. Барабаны храма также отремонтировали, уничтожив при этом древние кокошники, и оштукатурили. Деревянный штакетник ограждения на ярусах колокольни заменили на металлическое ограждение. Оконные и, видимо, дверные проемы храмовой части были расшиты и приобрели арочную форму вместо прямоугольной.

Восстановление Воскресенской церковь имеет следующую хронологию. Пятиглавие храма и алтарь были восстановлены в 1991 – 1992 годах. Фасады храма были отремонтированы и оштукатурены. Трапезная восстановлена в 2001 – 2005 годах из силикатного кирпича с последующей цементной штукатуркой. Двускатная крыша и перекрытие трапезной в виде каркасного лоткового свода выполнялись по проекту ООО «Товарищество реставраторов». Главы на четверике позолочены в 2008 году.

Материал Ольги Дёгтевой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!