О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Дать понять: кому и что

Наша собеседница - президент НРОФДК "Дать Понять" Галина Филимонова.

Дать

- Фонд - финансовая структура, которая формируется за счет вложений участников фонда. Любой может быть участником фонда, вложив свои средства на реализацию понравившегося проекта. Или предложить свои идеи.

"Отдача" фонда - в его "промоутерской" деятельности. Так, была организована выставка "Некоторые живописные работы" Ильи Борисова. Выставку посетили восемь тысяч человек, после чего Илья стал модным и знаменитым. "Дать Понять" помог замечательному фотографу Дмитрию Соколову с поездкой в Вену, где у него с успехом проходили выставки, а творческим результатом поездки стал цикл работ "Тени Вены". Только что завершила работу выставка фотографий Кати Розенфельд, которую очень высоко оценивали эксперты. Показывать свое творчество необходимо для творца. Выходя в новое пространство, художник демонстрирует работы незнакомым людям, которые не станут его жалеть или щадить; он слышит критику в свой адрес и понимает, стоит ему продолжать свой путь в искусстве или лучше заняться чем-нибудь другим.

Понять

- Любое действие, любая работа - это провокация, которая подразумевает ответное действие. Медийные искусства, где параллельно работают, скажем, изображение, звук и пространство, заставляют выставочную публику мыслить, лишают ее бездумной инерции восприятия-потребления. К сожалению, посетитель может долго рассматривать картину, висящую на стене, но не заметит работу, расположенную параллельно полу. Как "не замечали" фотографий Кати Розенфельд, расположенных буквально под ногами, на коробках. Приходилось объяснять, что зритель должен быть активным; он может нагнуться, приблизиться к работе, посидеть рядом с ней... Задача современных деятелей культуры - открывать новое выставочное пространство, предлагая посетителям осмыслить его.

Пространство

- Осмысление, понимание - это осознание старого пространства или открытие нового?

- Я думаю, и то и другое. Нужно познать старое пространство, а затем попытаться создать новое. Создавая работу, оформляя выставку, художник должен забывать о штампах и чувствовать себя Автором, хозяином положения. Но, выделяясь на общем фоне, он обязан знать все предшествующее - хотя бы для того, чтобы не повторяться. Говоря о новаторах Дали и Пикассо, открывших принципиально новое пространство, мы не забываем о том, что им был прекрасно известен весь бэкграунд, да и свои ученические работы эти художники создавали в "правильном", каноническом русле.

Новое

- Можно ли обозначить формы и жанры современного искусства, наиболее соответствующие российской культуре и российскому менталитету, особенно приемлемые для... того же Нижнего Новгорода?

- Очевидно, что нижегородцы адекватно и заинтересованно принимают любые формы современного творчества - перформанс, фотографию, инсталляцию. Другой вопрос, что возможностей увидеть здесь не так много. В художественной жизни Нижнего Новгорода естественно ощущаются общие тенденции мирового современного искусства. Основная тенденция - поиск нового выставочного пространства. Например, в Америке и Европе давно уже не проходят "выставки в выставочных галереях". Они идут в бункерах, на фабриках, в старинных замках. Наш художник Женя Стрелков проводил выставку на Рамадановском вокзале...

Расхождения, вызванные разницей в жизненном укладе России и, скажем, Европы, несомненно есть. Так, люди, занимающиеся в Европе современным искусством, принципиально отличаются от здешних людей. Они не столько думают о финансах, сколько о том, как бы лучше, ярче презентовать себя в экспозиции. Также в Европе сейчас приняты галерейные выставки... мусора. Для нас подобные выставки лишены того смысла, который вкладывается в них европейцами, потому что мусор для нас - не экзотика, а, увы, проза жизни.

Существование именно "российского" современного искусства вполне возможно, ибо и у нас есть нечто эксклюзивное. Например, потрясающие деревянные дома. Выставка на заброшенном чердаке старинного особняка, недавно имевшая место, прошла с большим успехом, потому что все понимали мифологему чердака, знали, что "чердак - такое место, где, покопавшись, можно найти много интересного". Если бы деятели современной российской культуры, организуя выставки, обыгрывали национальные мотивы, это было бы просто здорово.

Дать Понять

- Порой меня спрашивают: "А что вы сейчас даете понять?" Эти два слова векторно направлены в самые разные стороны. По моей просьбе окружающие дали им массу определений и расшифровок, и они очень отличались друг от друга. В зависимости от контекста "Дать Понять" звучит очень по-разному, и это приятно.

Мария Пантелеева

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 14 декабря 2001 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!