О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Арт-проекты ГК Milo (Еда и культура)

Многим владельцам всевозможных заведений общественного питания уже не интересен бизнес, связанный непосредственно с кулинарией и сервисной подачей блюд. Получив определенную долю прибыли, достаточную для удовлетворения собственных амбиций, они готовы перейти на следующий, качественно новый уровень обслуживания посетителей.

Группа Компаний Milo, включающая в себя ряд заведений различного формата, решила эту проблему в пользу креатива. Насколько хорошо бизнес-начало сочетается с творческим, рассказывает Галина ФИЛИМОНОВА, президент Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», устраившая всевозможные арт-проекты на площадях ГК Milo в 2007 году в рамках проекта «Еда и культура».

- Галина, расскажите, как «духовный» путь фонда пересекся с «материальным» началом ГК Milo?

- Наш фонд существует с 1999 г. - с того момента, когда появилась потребность показать одним людям то, что сделано руками других - тех, у кого нет возможности самостоятельно представить свои работы на всеобщее обозрение. Как оказалось, в нашем городе просто нет площадок, готовых предоставлять вниманию ценителей не соответствующие классическим понятиям произведения искусства. Поэтому нам приходилось занимать любую более-менее подходящую и в то же время самую неожиданную территорию: чердаки, дворы - часто сталкиваясь с непониманием и неприятием всего нами затеянного.

Параллельно с нами в городе работало Бюро по культуре и еде «Буфет», идейным вдохновителем и основателем которого была Ася Феоктистова. Там прошло много интересных мероприятий, связанных с современной культурой. Мне самой удалось организовать на этой площадке форум свободного слова «Слово не воробей» в 2003 году. Но Ася уехала в Москву, и «Буфет» остался, как говорится, без хозяина. В это время у кафе появились новые владельцы. Они с увлечением подхватили идейное направление, в котором работало заведение, казалось бы, не имеющее никакой коммерческой составляющей. Проект неожиданно для всех получил развитие, вылившись в открытие следующего заведения - литературное кафе «Безухов». Для нашего фонда предложение организации арт-проектов на площадях ГК Milo было своего рода находкой, оградившей творческих людей нашего города от всевозможных цензурных и бюрократических преград, связанных с организацией любых выставок, которые до этого проходили с большими и неоправданными расходами.

- Какие заведения в Нижнем Новгороде работают в формате «еда и культура»? Кто их посещает?

- Это четыре проекта, объединенные в ГК Milo: арт-кафе «Буфет», литературное кафе «Безухов», ресторан-галерея «Третьяковка» и бутик-клуб Milo. Такие заведения появляются в городе, когда он достигает определенного уровня образованности населения. Они обладают особой внутренней атмосферой, которая либо принимает в себя людей, либо однозначно отталкивает. Потребность же в созерцании информации, по мнению нобелевского лауреата Клода Шеннона, существует у любого современного человека, задавленного городом, всевозможными стрессами, неприятностями. Вывести из этого тупика могут только природа и произведения искусства, которые несут в себе нечитаемую, но понятную для подсознания информацию. Поэтому посетители арт-проектов не поддаются статистической классификации по полу, возрасту, финансовому положению. Это люди, стремящиеся удовлетворить испытываемый ими духовный голод.

- Я так понимаю, все началось с «Буфета»?

- Именно здесь родилось понятие культуры в современном контексте - модель горизонтальной культуры, как губка, впитывающей в себя все, что окружает человека. Это очень демократичное заведение, где мы предлагаем посетителям просмотр фильмов, анимационных материалов, праздничные мероприятия. «Буфет» - своего рода экспериментальная площадка. Например, в марте здесь отмечались Всемирный день писателя с презентацией книг Елены Крюковой, Всемирный день поэзии совместно с французским центром образования и культуры «Альянс Франсез-НН». Во Всемирный день театра в арт-кафе прошла презентация театра пластики «Малиновая гряда». «Буфет» - как луковица, многослойная (сохранились слои-следы деятельности А.Феоктистовой и Николая Олейникова) и необходимая приправа ко всем блюдам. Он в большей степени, чем все остальные заведения, подвержен определенным традициям.

Само здание, в котором располагается литературное кафе «Безухов» имеет очень интересную историю, но, на мой взгляд, оно сравнительно небольшое по площади для организации различных выставочных мероприятий. На площадке самого ресторана проходят встречи с писателями и поэтами, актерами и музыкантами. А выставки фонд «Дать Понять» организовывал только на втором этаже, где в свое время размещался кинотеатр им. В.Маяковского. Здание знаменито пожаром и обрушением потолка во время одного из сеансов. Рассказывают, что в период революции здесь располагался ресторан, гостями которого были М.Горький и Ф.Шаляпин. На втором этаже, в зале с необыкновенной акустикой и интерьером, Федор Иванович, говорят, даже пел. За прошедшие годы зал пережил очень многое, но сумел сохранить в себе неповторимый колорит того времени. Учредители ГК Milо, вдохновившись обстановкой второго этажа легендарного здания, пошли по пути намеренного состаривания интерьера. Ни один дизайнер, решившийся создать такой проект, просто не смог бы его продать, если бы заказчик «не был на той же волне». Для реализации подобных вещей нужен бизнесмен, имеющий представление о неком пространстве, отличающемся от принятых стандартов. Аналогов «Безухову» на тот момент в городе не было, получилось очень удачное сочетание «дизайнер + владелец», которое не могло не привлечь внимания людей, занимающихся арт-проектами.

Летом 2006 г. нашим фондом на втором этаже «Безухова» была устроена выставка живописи Владимира Фуфачева «Архетип». К этому проекту прилагались все современные технологии, сопровождающие современное искусство: аудио-визуальная начинка, представляющая собой написанный специально для проекта трек, звучащий из разных источников посредством двенадцатиканального усилителя, и видеоряд. В результате на открытие проекта пришло 800 человек. Выставка длилась две недели, и даже если 10% посетителей выставки спустились в ресторан, это уже очень неплохие показатели сочетания творчества и бизнеса.

Оказалось, что, когда мы открывали выставку В. Фуфачева, в Нижнем Новгороде находились художники из Санкт-Петербурга - Ольга и Александр Флоренские и их друзья - москвич Иван Сотников и несколько молодых начинающих художников (бывшие «Митьки»). Проведение их акции «Нижегородский пленэр» было запланировано в Художественном музее, но, посетив «Безухов», они выразили желание организовать выставку именно на его площади. В распоряжение художников был отдан третий этаж. Таким образом, их акция проходила практически одновременно с выставкой В. Фуфачева, превратив здание в своеобразную пирамиду, на каждом этаже которой располагались свои тематические точки.

У этого проекта есть свои последствия. Во время его проведения было сделано очень много снимков, один из которых дошел до Франции - его увидела Эв Моркретт, которая входит в пятерку лучших фотографов Европы. Узнав, что в Нижнем Новгороде занимаются организацией таких нестандартных вещей, она решила приехать в наш город для показа своих работ. Эв хотела, чтобы в зале, где будут вывешены ее фотографии, не было света, а людям, входящим в помещение, выдавалась свечка. Таким образом, получалось, что человек, пришедший на выставку, оказывался в достаточно интимной атмосфере тет-а-тет с фотографиями. К сожалению, это была однодневная выставка, но она смогла собрать максимально возможное количество посетителей.

После окончания проекта Эв сказала, что Нижний Новгород - это единственный город в мире (а она была во многих странах), в котором ей удалось осуществить свою заветную мечту. Она была очень признательна «Безухову» и за все время пребывания в нашем городе ходила туда обедать.

- Чем отличается кафе-галерея «Третьяковка» от других заведений? Для проведения каких выставок оно предназначено?

- Кафе-галерея «Третьяковка» начало свою работу в октябре 2006 г. Его помещения рассчитаны на более высокую в художественном смысле живопись, фотографию, целевую аудиторию. Само название ресторана отправляет к работам уже состоявшихся авторов, которые попадают в коллекцию или рекомендуются для формирования коллекции. Соответственно, художником, «открывшим» «Третьяковку», стал В.Фуфачев, чьи картины, наряду с картинами А.Феоктистовой, признаны самыми лучшими в Нижнем Новгороде. Здесь был представлен его графический проект, который выставлялся достаточно долго, противореча правилам. Главная задача подобных выставок - давать жизнь помещению за счет постоянно обновляющейся экспозиции.

В «Третьяковке» проходила выставка Э.Моркретт, включающая 11 работ из серии «Бани», после которой Эва дала пресс-конференцию, невольно став первопроходцем в этом направлении. Оказалось, что «Третьяковка» очень комфортное место - как для журналистов, так и для гостей - в плане организации и проведения подобных мероприятий. Все присутствующие гармонично «вписались» в помещение, чувствуя себя в нем совершенно уютно и непринужденно, испытывая потребность говорить неспешно, не повышая голоса и обязательно о высоком.

После этого в залах «Третьяковки» прошла благотворительная акция (из 8 графических работ) нижегородской художницы Жанны Пермяковой, одного из организаторов Мастерской изобразительного труда, фестивалей «Полоса», «Успеть», «Сад». Жанна, наравне с А.Феоктистовой, headliner нижегородского современного искусства. Ее работы известны во всем мире, некоторые попали в коллекции иностранцев. У Жанны пятеро детей, ей приходится часто бывать в больницах, находящихся в достаточно плачевном состоянии. Она решила продать картины и на вырученные деньги купить кушетки для больницы № 1. Проект так и назывался «Четыре кушетки и две куклы» (куклы Жанна делала самостоятельно).

Этот проект привлек внимание организаторов концертов Юрия Абрамовича Башмета, у которого есть свой благотворительный фонд. 7 февраля 2007 г. у него был концерт в Нижнем Новгороде, перед которым его пригласили в «Третьяковку» рассказать о своем благотворительном фонде и о себе. Так получилось, что этот день Ю. Башмет провел в двух местах - в Кремлевском концертном зале и в «Третьяковке». Юрий Абрамович - человек курящий, и запрет на курение во многих странах создает ему массу неудобств. В кафе-галерее он смог полноценно расслабиться: в помещении разрешено курение, и во время его присутствия (до концерта) в зале не звучала музыка, что особенно порадовало музыканта. Когда Ю. Башмет вернулся в «Третьяковку» вечером после концерта, мы предложили поставить диск с его музыкальными работами. Для музыканта это был своего рода эксперимент, во время которого можно было понаблюдать, как люди, пришедшие в ресторан, отнесутся к классической музыке.

«Третьяковка» не зря решила пойти по пути организации пресс-конференций. Для многих интересен сам процесс общения, он тоже имеет непосредственное отношение к искусству. Когда можно пообщаться с великими людьми, статус заведения приобретает совсем другой вес.

Многие работы уже нашли своих потенциальных покупателей. Начинает работать приставка «галерея», когда человеку не навязывают сделать определенные приобретения, просто у него возникает потребность купить увиденное.

- В какие расходы выливается организация арт-проекта?

- У нас есть возможности сделать проект «с нуля». Все организуется на площадях ГК Milo, которое по договору предоставляет их для организации и проведения культурных мероприятий, что исключает дополнительные расходы на аренду помещения. Наш фонд обладает достаточно большой коллекцией работ, которые можно практически до бесконечности демонстрировать заинтересованным посетителям. Также мы располагаем полноценной информацией обо всех планируемых культурных событиях. Большую поддержку оказывают спонсоры. 16 февраля 2007 г. стартовал информационный портал Jnet, где можно посмотреть фотографии с некоторых наших проектов в режиме on-line. Фотоцентр Photo Pro имеет возможность напечатать фотографии большого масштаба (60х60) на металлизированной бумаге. Это профессиональное качество печати, при котором используются бумага и технологии, применяемые для печати архивных фотографий. У нижегородского фотохудожника Дмитрия Алексеева, автора редких для нашего города портретных детских съемок, не было возможностей масштабно напечатать свои работы, в которых чувствуется необычайная любовь к своему делу и трепетное отношение к моменту, который он старается запечатлеть. Photo Pro взяла на себя подготовительные работы по организации проекта, и первая персональная выставка фотохудожника с успехом состоялась в «Третьяковке». Проводимые проекты интересны не только названным выше организациям. Собирается некое сообщество, готовое развивать и поддерживать начатое направление. Основные затраты составляют расходы на оформление помещения и подготовку афиш, но они достаточно минимальны.

- Какие планы на будущее?

- В день приезда Ю. Башмета спонтанно перед нами встал один вопрос. Музыкант опаздывал, волнение нарастало, и репутация заведения зависела от скорости, с которой передвигался водитель Ю. Башмета. Процесс ожидания - это, конечно, дополнительная возможность для журналиста внимательно рассмотреть интерьер заведения, но мы сейчас думаем над тем, как с наибольшей пользой для всех присутствующих использовать этот момент.

В литературное кафе «Безухов», первый этаж которого напрямую связан с книгами, планируется проект представления живых аудио-книг. Выбирается писатель, приглашаются актеры, которые будут зачитывать самые яркие фрагменты произведений, люди, которые могут добавить музыку, видеоряд. Задача проекта - заинтересовать человека купить книгу и дочитать ее самостоятельно. Имеющийся книжный ассортимент подбирается очень профессионально. Этим занимаются люди, которые находятся в штате «Безухова» и постоянно следят за обновлением и пополнением книжной полки, подписывая контракты с издательствами и договариваясь с ними о поставках книг.

- Насколько интересны арт-проекты бизнесу?

- У человека, имеющего площади, есть свое представление об искусстве. Очень важно, чтобы оно было максимально лояльным к творческим людям. Учредители ресторанов формата «еда и культура» - это исключение из правил. Именно поэтому такие заведения и появились в Нижнем Новгороде и вносят свой определенный вклад в получение коммерческой прибыли. Все неординарное, уникальное всегда привлекает внимание, а если есть искусство, то обязательно будут те, кто его поймет и примет.

Наталья Сивакина

Материал опубликован в газете "Обзор цен" от 04 июня 2007 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!