О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Село Кирманы Шатковского района Нижегородской области, фото А.А.Инжутова


11 февраля 2022 года

Ирина Леванова

Церкви села Кирманы

История в лицах

Первая церковь в селе Кирманы Арзамасского уезда Нижегородской губернии (сейчас – Шатковский район Нижегородской области) была построена в честь Николая Чудотворца в 1680 году, в период регентства царевны Софьи Алексеевны. В 1720 году в притч входили: священник Андрей Иванов, пономарь Иван Иванов (55 лет). Через три года – Иван Андреев, сын священника, записан дьячком. Ему 18 лет. Приходских дворов всего 10.

По данным 1738 года, священник Кирман – "попов сын", 37-летний Федор Андреев [1]. В графе о его грамотности отметка "не умеет". Записаны его сыновья: Дмитрий, 11 лет ("учитца") и Гаврил, 7 лет.

В Ведомостях о школах Нижегородской епархии есть запись о внуке Андрея Иванова - Петре: "Села Кирман пономарев сын Петр Ильин. 14 лет. Началу письмен, слогов и писать понимал. 1741 года Апреля ж 30 дня из школы бежал".

Вполне возможно, что первым священником в Николаевской церкви был прадед Петра Иванова – Иван, основатель, а, может, и продолжатель династии церковнослужителей.

В 1744 году Кирманы принадлежали помещику генерал-майору П.И.Бутурлину [2], после его кончины – вдове Наталье Федоровне. Судя по ревизской сказке 1850 года, в XIX веке Кирманами владела помещица Мавра Григорьевна Челищева, затем – генерал-майор и кавалер Иван Крестьянович Кроль.

Ревизская сказка с. Кирманы, 1850 год

Трехсвятительская церковь

В научно-исследовательском музее архитектуры им. Щусева в Москве находятся фотографии Трехсвятительской церкви в Кирманах.

Трехсвятительская церковь в Кирманах, фото из музея архитектуры им.Щусева

Видно, что церковь деревянная, с покосившимся входом, огорожена сеткой, поставлены подпорки.

Трехсвятительская церковь в Кирманах, фото из музея архитектуры им.Щусева

Похоже, что в аварийном состоянии и, возможно, была подготовлена для сноса.

Интерьеры Трехсвятительской церкви в Кирманах, фото из музея архитектуры им.Щусева

Трехсвятительская церковь в Кирманах была построена в 1783 году "тщанием прихожан, деревянная, теплая, с деревянной колокольней". Однопрестольная, во имя Святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – Трехсвятительская.

Одним из первых священников новой церкви был Григорий Ефимов (1737/1738 год рождения). В 1797 году «выбыл и ныне находится в Арзамасском Спасском монастыре на иеромонашеской вакансии». В списках 1801 года о монашествующих есть информация, что пострижен в иеромонахи с именем Герман. В 1802 году был назначен казначеем. В 1815 году его имя – в списках больных при больнице Нижегородского Печерского монастыря.

В 1800 году сына Григория – священника Василия Григорьева (1768 – 1802) переводят из села Мечасово в село Кирманы. Место дьячка праздно, а пономарем служит его брат – Никифор Григорьев (1758 – 1804) [3].

В 1811 году священником был Иван Флегонтов (1780 года рождения). В ревизии 1795 года записан при отце – причетнике монастыря Флегонте Иванове. В 1827 году Иван Флегонтов остается священником Трехсвятительской церкви села Кирманы [4]. В состав причта входили также дьячок Федор Петров (21 год) и пономарь Василий Никифоров (16 лет) – сын умершего кирманского пономаря Никифора Григорьева.

В 1888 году общее число прихожан церкви составляли 330 мужчин и 315 женщин. Церкви принадлежали 32 десятины земли.

По данным "Адрес-календаря Нижегородской епархии 1888 года", священником был 48-летний И.А.Сперанский, состоявший на службе с 1867 года. Обязанности псаломщика в церкви исполнял Ф.П.Мухин (1843 – ?), окончивший в 1863 году высшее отделение духовного училища.

Трехсвятительская церковь сохранялась в Кирманах до начала ХХ века. В 1903 – 1904 годах деревянный храм еще действовал. Он отмечен в "Адрес-календаре Нижегородской епархии 1904 года". Прихожанами числились 373 мужчины и 432 женщины.

Церковь Троицы Живоначальной

Закладка новой церкви состоялась осенью 1899 года. День был воскресный, Иоанн Богослов. Подробно об этом торжественном событии, прошедшем в один день с открытием в селе нового здания церковно-приходской школы, было напечатано 17 ноября в газете "Нижегородские губернские ведомости".

В репортаже названы все официальные лица – участники события, подробно описана вся обстановка, последовательность церемоний. На торжестве присутствовали жители не только Кирман, но и других близлежащих деревень. «Стечение молящихся по случаю торжества было так велико, что с трудом можно было пройти около храма, не говоря о том, что было в храме».

Действующие лица

Благочинный. В год закладки новой церкви благочинный округа – Лев Васильевич Грацианов (1846 – 1902) – сын священника Василия Стефановича Грацианова (1810/1811 – 1898, с. Новый Усад). Мать – Анна Львовна, дочь священника (1817 – 1889, Арзамас). Как и отец, Лев Грацианов – выпускник Нижегородской духовной семинарии. Окончил по 1 разряду 5 классов. По данным "Адрес-календаря Нижегородской епархии 1875 года", он – священник в Шатках, преподаватель народного училища. В "Адрес-календаре 1888 года" отмечен и как помощник благочинного. В Шатках Л.В.Грацианов прожил 29 лет. Указом Государя Императора в феврале 1899 года священник села Шатки Лев Васильевич Грацианов был награжден орденом Святой Анны третьей степени – "за 25-летние труды по народному образованию".

О священнике. Николай Григорьевич Прогрессов родился в 1871 году в семье лица духовного сословия. Окончил 4 класса Нижегородской духовной семинарии. Награжден набедренником (1900 год), в 1905 году – скуфьей. В "Адрес-календаре Нижегородской епархии 1904 года" отмечено, что отстроен новый каменный храм во имя святой Троицы. Церковной земли 32 десятины. Священник Н.Г.Прогрессов, служивший в приходе с 1886 года, имел собственный дом, жалованье 392 рубля. В 1904 году он иерей, законоучитель в церковно-приходской школе. По данным на 1916 год, его семейное положение: жена Надежда Фаддеевна. Дети: Григорий, 1895; Нина, 1899; Александр, 1901; Мария, 1903; Александра, 1905; Николай, 1908.

Псаломщик Н.Архангельский в приходе с 1902 года. Тогда ему был 21 год, и он заканчивал учебу в духовном училище.

Земский начальник. Тархов Федор Александрович (1842/1843 года рождения), потомственный дворянин, коллежский секретарь. В 1875 году – мировой судья первого участка Арзамасского уезда, гласный уездного земского собрания. Состоял земским начальником третьего участка в Арзамасском уезде. По данным 1894 года, проживал в своем имении в селе Кардавиль. Первоначальное образование получил в Нижегородском дворянском институте императора Александра II, который окончил с золотой медалью в 1861 году.

Уездный наблюдатель. Архангельский Петр Павлович (21.11.1875 – 25.10.1924). Из духовного звания. В 1896 году окончил Нижегородскую духовную семинарию со званием студента (по первому классу). По ходатайству Епархиального училищного совета в 1898 году перемещен к Воскресенскому Арзамасскому собору с назначением уездным наблюдателем. Член ревизионной комиссии. В 1907 году перемещен к Горбатовскому собору, в 1911 году перемещен в город Макарьев. Священник Успенской Церкви Макарьевского Желтоводского женского монастыря. Благочинный. В 1919 году был взят под арест советскими органами. Освобожден [5].

Церковные старосты

На сайте ВГД есть имена двух старост Троицкой церкви. В этом источнике  Александр Алексеевич Стенин (1902, 1905, 1907 годы) назван нижегородским мещанином. Именно на его средства была построена церковно-приходская школа в Кирманах. В публикации 1899 года он – нижегородский купец и с мая того года – староста еще действовавшей Трехсвятительской церкви. Старания А.А.Стенина на церковном поприще были отмечены серебряной (в другом источнике ВГД – золотой, возможно, и обеими) медалью "За усердие". В 1904 году Стенин проживал в селе Шатки.

Второй староста – крестьянин Николай Васильевич Абросимов (1907, 1910 годы).

В числе старост церкви при советской власти есть имя Екатерины Владимировны Витман (1869 – 1930) – бывшей помещицы, надзирательницы (заведующей) Арзамасского общественного дома детского призрения (с 3 октября 1902 года). Хутор Витманов находился близ села Кирманы. В 1930 году Е.В.Витман арестовали по обвинению по ст. 58-10, приговор – три года ссылки в Северный край, откуда она уже не вернулась.

Священномученик Старополев (1865 – 1937)

В марте 1899 года согласно прошению дьякон Павлин Иванович Старополев был переведен из села Засережье Горбатовского уезда в село Шатки, а с 1913 по 1930 годы был священником Троицкой церкви в Кирманах. Его служение отмечено многими церковными наградами и уважением прихожан. Биография П.И.Старополева достаточно хорошо известна [6].

В 1937 году, будучи священником в другом селе, П.И.Старополев был арестован по доносу, своей вины не признал и 20 ноября был расстрелян. Впоследствии признан священномучеником. Имя священномученика Павлина Старополева включено в Собор Нижегородских святых. Память совершается 7/20 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля). В храме села Спасское Спасского района Нижегородской области есть икона священномученика Павлина Старополева. Есть она и на сайте  Духовенства Русской Православной церкви в XX веке:

Икона священномученика Павлина Старополева

К вопросу об архитекторе

Итак, каменная церковь – Троицы Живоначальной – была заложена в Кирманах 26 сентября 1899 года. По воспоминаниям старожилов, она была построена на средства богатого купца. На сайте Нижегородской митрополии есть информация, что каменная (кирпичная) церковь была построена на средства известных нижегородских меценатов Рукавишниковых в память об их брате Николае Михайловиче. Но ведь очевидно, что и нижегородский купец А.А.Стенин был причастен к строительству новой церкви.

Даже чертеж и фрагменты разрушенной церкви на фотографии А.А.Инжутова свидетельствуют о ее былой красоте.

Троицкая церковь в селе Кирманы Шатковского района Нижегородской области, цветное фото А.А.Инжутова, а также черно-белый чертеж Троицкой церкви, НГВ, 1899 год

Скорее всего, церковь была построена в псевдорусском стиле, сочетавшем традиции древнерусской и русской архитектуры с классикой и отличавшимся богатством отделки. Этот стиль эклектики был распространен в России во второй половине ХIX века, в провинцию пришел с опозданием.

И вот нахожу сведения об архитекторе, приехавшим в Нижний Новгород – Александре Константиновиче Никитине (1853 – 1907, Нижний Новгород) [7]:

Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших выпускников Института гражданских инженеров (Строительного училища).1842-1892 / Составил гражданский инженер Г.В.Барановский. Пб. 1893. С. 238

В 1880 году он окончил Строительное училище Главного управления путей сообщения в Петербурге, вскоре переименованный в Институт гражданских инженеров, и получил назначение. 3 августа 1890 года Духовной Консисторией было принято решение о назначении А.К.Никитина епархиальным архитектором, которое и было утверждено правящим архиереем. К началу 1890-х годов им было выполнено свыше 60 проектов деревянных и каменных храмов и часовен для многих приходов обширной Нижегородской епархии.

Перечень его проектов 1883 – 1892 годов церквей в  следующих селах Нижегородской губернии: Кирюшино, Личадеево, Георгиевское, Кременки (с колокольнею), Тоузаково, Никольское (с колокольнею), Шерстик, Кошелиха, Исупово, Березино, Безводное (каменные); Сарегатово, Мисюриха, Пеля Казенная, Итманово, Никитино, Большое  Поле, Пузская слобода, Андосово, Большой Майдан, Осипово, Ильинское, Выползово, Аносово, Чапары (с колокольнею), Антонове и др.

Возведенные по проектам А.К.Никитина церковные здания отличались характерным силуэтом, продуманными и, как правило, достаточно лаконичным архитектурным оформлением. Современниками неизменно подчеркивались их функциональные достоинства и внешний облик – "обширный", "весьма поместительный", "очень светлый и вместительный", "стройная и благородная архитектура", "величественный каменный храм" и другие высказывания.

Вместе с тем, учреждение должности епархиального архитектора не лишало права строителей храмов и церковных зданий обращаться "ко всякому аттестованному архитектору", который был должен в этом случае принять на себя "надлежащий надзор и законную ответственность по постройке".

Циркулярным указом Нижегородской Духовной Консистории от 15 октября 1899 года предписывалось неепархиальному архитектору о начале работ "непременно сообщать через местного благочинного господину епархиальному архитектору".

Таким образом, даже если Никитин и не был автором проекта Троицкой церкви, он утверждал проект и имел хотя бы первоначальные сведения о ее строительстве от благочинного Л.В.Грацианова. Это в том случае, если проект существовал до закладки церкви (как и должно было быть).

И все-таки вышеприведенный список проектов А.К.Никитина, в котором значится церковь Троицы Живоначальной в селе Тоузакове (построена в начале XX века), отметает все сомнения: по этому же проекту построена и каменная церковь в Кирманах.  Судя по представленной выше цветной фотографии А.А.Инжутова, её останки похожи на одноименную церковь в Тоузакове.

Кузнецовский иконостас

В Троицкой церкви, освященной 20 ноября 1905 года, был фаянсовый иконостас (в литературе их часто называют керамическими и, ошибочно, фарфоровыми). В архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области хранится фотография иконостаса известного нижегородского фотографа М.П.Дмитриева:

Фаянсовый иконостас Троицкой церкви села Кирманы Шатковского района Нижегородской области, фото М.П.Дмитриева

Такие иконостасы, покрытые блестящими цветными эмалями и позолотой, производившие впечатление божественной красоты и великолепия, впервые в России стали изготавливать в 1895 году на заводах Товарищества М.С.Кузнецова, получившего титул "фарфорового короля". Эти предприятия находились в с. Кузнецово Тверской губернии и с. Дулёво Московской губернии.

Это был настоящий переворот в области оформления внутреннего пространства церкви.

Стоимость таких иконостасов была очень высока. Для их проектирования привлекались лучшие архитекторы и художники Москвы. При этом Кузнецовы, как и нижегородские Рукавишниковы, широко занимались благотворительностью и помогали храмам, не только староверческим.

Кузнецовские иконостасы проектировались профессиональными архитекторами, часто авторами проектов храмов. Тиражные иконостасы были исполнены мастерами Савиным и Никитиным.

Между заказчиком и Товариществом М.С.Кузнецова составлялся типовой договор на изготовление, провоз и установку иконостаса. Заказчиком выступали притч и староста церкви.

Иконостас церкви села Кирманы
(из диссертации М.В.Винницкого)

Иконостас, изображенный на фотографии, назван изразцовым. Как известно, к иконостасам Товарищества М.С.Кузнецова могли применяться  различные определения. Поэтому в определении иконостаса как «изразцовый» важно указание на то, что он изготовлен из керамики. Внешнее сходство элементов этого иконостаса и примененных в нем композиционно-художественных приемов с иконостасами «форм Саввина», время освящения храма – ноябрь 1905 года позволяют предположить, что этот иконостас мог быть изготовлен на фабрике Товарищества М.С.Кузнецова.

Это предположение нельзя назвать бесспорным, так как декоративно-художественная проработка элементов иконостаса значительно отличается от декора иконостаса «форм Саввина». Кроме того, этот  иконостас не упоминается в опубликованном в рекламе перечне иконостасов, изготовленных Товариществом с 1895 по 1908 годы (хотя в рекламе есть приписка, что иконостасы в этот период установлены и в других местах). Схожесть иконостаса храма села Кирманы с фаянсовыми иконостасами Товарищества М.С.Кузнецова позволяет включить его в настоящее исследование.

Необычно объемное решение иконостаса. Его средняя часть выдвинута вперед в форме трапециевидного эркера. Благодаря этому иконостас воспринимается как объемное сооружение в пространстве храма и не сливается с восточной стеной, покрытой росписями и декором.

Вогнутая форма иконостаса с развернутыми секциями побуждает движение в его сторону, то есть символически ведет человека к Царствию небесному – алтарю.

Крайние секции первого яруса иконостаса повторяют форму стен храма, имеющие скос в плане в местах соединения восточной стены с северной и южной. Киоты, собранные из деталей идентичных деталям иконостаса, установлены перед иконостасом у северной и южной стен храма.

Двухъярусный иконостас удачно сочетается с небольшой алтарной аркой. Его композиция составлена из характерных для фаянсовых иконостасов «форм Саввина» элементов. Секции иконостаса сформированы колоннадой с фризами и карнизами. Первый ярус имеет по четыре иконы с каждой стороны от Царских врат. В верхнюю часть этого яруса вписан праздничный ряд. Композиционно иконы местного и праздничного рядов выглядят единым ярусом. Второй ярус имеет 3 секции. В них помещены иконы Деисуса. С каждой стороны от этих икон помещено по одному киоту. Секции иконостаса и киотов завершены декоративными элементами и крестами. Центральная часть – традиционно самая высокая – увенчана иконой с киотом Господа Саваофа.

Пропорции колоннады иконостаса визуально соответствуют пропорциям колоннады классического ордера, хотя секции первого яруса кажется немного вытянутыми по вертикали из-за включения в него праздничного ряда.

Первый ярус в два раза выше второго. В верхних частях иконостаса преобладают изогнутые арочные карнизы.

Характерные приемы фланкирования Царских врат иконостаса – сдвоенные колонны, акцентирование каждой колонны декоративной вазой и применение сложных по форме, изогнутых элементов для акцентирования центральной части иконостаса.

При общей схожести деталей и элементов иконостаса с иконостасами «форм Саввина» они имеют индивидуальное декоративное решение. Сохраняется принцип, когда плотным, почти одинаковым рельефом покрыты все элементы: колонны, антаблементы, цоколи. Декор этого иконостаса отличается большей геометричностью. Таким декором покрыты элементы цоколя, ярусов, обрамления икон. В местах сопряжения арок над Царскими воротами помещены объемные накладки с растительным орнаментом. В декоративном решении иконостаса видно большое влияние традиций византийского стиля.

О цветовом решении иконостаса сведений нет. Сравнивая тон иконостаса со светлой отделкой стен, можно заключить, что он был решен в светлых, пастельных тонах, характерных для фаянсовых иконостасов.

Иконографическое содержание иконостаса, включающего местный, праздничный и деисусный ряды, соответствует каноническим требованиям. Третья справа от Царских врат икона местного ряда посвящена Святой Троице. Вероятно, в честь Святой Троицы освящен и сам храм (странно, что диссертант не потрудился подтвердить это для себя документально – прим. И.М.Левановой).

Изображения на иконах написаны в реалистической манере. По однородному и достаточно светлому фону можно заключить, что иконы имели золотой фон. Золотой фон икон сочетался с золотом на иконостасе, объединяя их в композиционное единство.

Таким образом, в керамическом иконостасе храма села Кирманы применены все основные приемы, использовавшиеся в фаянсовых иконостасах «форм Саввина» Товарищества М.С.Кузнецова. Иконостас сомасштабен внутреннему пространству храма. Благодаря необычному изогнутому решению иконостас играет доминирующую роль в интерьере.

Структурные элементы иконостаса – колонны, цоколи, антаблементы, декоративное убранство легко воспринимаются. Эти факторы свидетельствуют о гармоничном соответствии интерьера храма, иконостаса и киотов.

В 1938 году церковь была переоборудована в школу.

P.S: Выражаю искреннюю благодарность: Александру Алексеевичу Инжутову, директору Шатковского историко-краеведческого музея за проявленный интерес к данному исследованию (с присланной им публикации в Нижегородских губернских ведомостях и начались мои поиски сведений о кирманских церквях), Елене Вячеславовне Снегирёвой, которая предоставила дополнительную информацию о причтах.

Об авторе. Леванова Ирина Михайловна родилась и живет в городе Челябинске. В 1978 году окончила филологический факультет Челябинского государственного педагогического института. Работала школьным учителем, социологом областной универсальной научной библиотеки, редактором делового издания и руководителем издательского отдела Южно-Уральской торгово-промышленной палаты. С 2010 года занимается генеалогическими исследованиями. Имеет публикации в печатных и электронных СМИ Челябинска и Саранска.

1. ЦАНО. Ф. 248. Оп. 109. д. 31. Ведомости о церковнослужителях Нижегородской епархии. 1738 год.

2. РГДА. Ф. 1601. Канцелярия 1-й и 2-й ревизий душ мужского пола Арзамасской провинции. Арзамасская провинциальная переписная канцелярия  II-й ревизии. Д. 63.

3. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д.66.

4. ЦАНО. Ф.570. Оп. 556. Д. 21, 339.

5. Подробнее – в «Списке репрессированных священнослужителей Нижегородской епархии» bessmertnybarak.ru

6. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/14230/

7. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших выпускников Института гражданских инженеров (Строительного училища).1842-1892 / Составил гражданский инженер Г.В.Барановский. Пб. 1893. С. 238.

Источники:

Винницкий М. Керамические иконостасы Товарищества М.С.Кузнецова в архитектуре православных храмов....-ХХ вв. Дисс. Екатеринбург, 2002.

Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М., 2005.

Краснов В.В., Дегтева О.В. Забытые имена, увековеченные в камне. Первый нижегородский епархиальный архитектор А.К.Никитин//Нижегородская старина.2012. Вып. 31/32. С.131-135.

Никитин Александр Константинович/Худин Алексей Александрович//Эклектика: научно-популярное издание/Алексей Худин. 2017. С. 203.

Лабазанова Р.А., Дородных А.А. Новомученники и исповедники Нижегородские. По материалам Нижегородской епархиальной Комиссии по канонизации.

Священномученик протоиерей Павлин Старополев (1866-1937)//Нижегородская старина. 2008.Вып.17. С.131-135.

Нижегородские губернские ведомости, 1899, 17 ноября, № 47. С. 7.

Нижегородские епархиальные ведомости (1898-1905).

Пятидесятилетие Нижегородского дворянского института императора Александра II: 30 августа 1844-1894/ Нижегородский Александровский губернский дворянский банк. 1894. С. 105.

Сайты: Нижегородская митрополия, Всероссийское генеалогическое древо (ВГД), Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке, Благочиние города Арзамаса (Arzblag.ortox.ru)

Дополнительные архивные источники:

ЦАНО:

Ф. 570, оп. 559. Белое духовенство Нижегородской епархии. 1915-1916 гг.

Ф.1679, оп.2, д.1066. Управления нижегородского губернского инженера. Чертежи зданий религиозных объединений: церквей, молелен, синагог и мечетей. За 1924-1925 гг. Церковь с. Кирманы Арзамасского уезда. 1 л.

Ф.2. Канцелярия нижегородского губернатора (Дела о постройке православных церквей).

Ф.5. Нижегородское губернское правление. (Дела об утверждении планов застройки и перестройки зданий церквей).

ГАНО, г. Арзамас:

Ф. 124. Трехсвятительская церковь с.  Кирманы Арзамасского уезда Нижегородской губернии. 1783-1840.

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?

 

Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!