О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Овраг Шаблин перед Большими Кемарами, вид на липовый парк, фото Владимира Бакунина

Материал предоставлен Юлией Сухониной и Владимиром Бакуниным для публикации
в рамках проекта
«Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области»

В гостях у каменных людей

Есть такие уголки в Нижегородской области, которые, несмотря на свою открытость и доступность, не спешат раскрыть все свои тайны… Село Большие Кемары Перевозского района – одно из таких мест.

Село в провале

Село, основанное ещё в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю Петра I князю Голицыну, достаточно большое (в прошлом являлось волостным центром) и располагается по берегам и дну огромнейшего геологического провала глубиной около 40 метров. Этот провал обнажил множество подземных родников, которые бьют ключами в окрестностях села и наполняют кемарские пруды.

Тайны начинаются уже с одного только названия села – Кемары в переводе с марийского означает «каменные люди». Жили ли здесь марийцы? Эта местность сильно южнее их обычных мест проживания, хотя, судя по трепетному отношению кемарцев к источникам и марийскому празднику Девят (девятый четверг после Великой Пасхи), когда-то жили. Большими Кемары стали лишь в XIX веке, когда появились Малые Кемары в нескольких километрах от них.

На въезде в село, справа, вас встретит небольшой лесной массив из лип. Судя по карте XIX века, именно на этом месте располагалась помещичья усадьба. В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Цейдлер – известный российский академик архитектуры.

Липовый парк на окраине Больших Кемар, фото Владимира Бакунина Старинные липы около храма, фото Владимира Бакунина Место, где проводилась ярмарка, фото Владимира Бакунина Часовня над Гремячим ключом, фото Владимира Бакунина

Источник тайн

Сейчас Большие Кемары могут похвастать только одной своей архитектурной изюминкой – каменной пятипрестольной церковью в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построенной в 1701 году, к которой в XIX веке были сделаны пристрой и высокая колокольня, значительно расширившие храм. Удачно расположенный на высокой горе, храм отлично виден издалека, в том числе с водораздела над Ичалками. К сожалению, алтарная часть, верхняя часть колокольни, кровля трапезной утрачены. Под действием времени и стихии разрушились все пять куполов, догнивают у стен упавшие кресты. Ещё в начале прошлого века, чтобы не восстанавливать пышные кирпичные украшения стен, было решено закрыть фасад листовым железом с повторением архитектурных элементов. Сейчас почерневшие листы почти все отвалились, обнажив осыпающиеся стены.

Знаменская церковь 1701 года в Больших Кемарах, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь 1701 года в Больших Кемарах, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь 1701 года в Больших Кемарах, фото Владимира Бакунина Вид с колокольни на липовый парк, фото Владимира Бакунина

Около храма можно увидеть надгробие одному из помещиков – Дмитрию Григорьевичу Бахметеву. По всей видимости, он - брат княгини Натальи Григорьевны Бахметевой, в замужестве Голицыной, владевшей расположенным неподалёку селом Юрьевом Сергачского уезда.

Надгробие Д.Г.Бахметеву, фото Владимира Бакунина Надгробие Д.Г.Бахметеву, фото Владимира Бакунина Надгробие в подземелье кемарского храма, фото Владимира Бакунина

Подземелье кемарского храма, фото Владимира Бакунина

Это одна из самых старых каменных церквей юга Нижегородской области. «Старше» его – только Одигитриевский храм (1681) в селе Палец этого же района и Казанская церковь (1700) в соседнем с ним Григорове Большемурашкинского района – месте детства и юности протопопа Аввакума.

Вход в подземелье, фото Владимира Бакунина Замурованное окно в храме, фото Владимира Бакунина В храме, фото Владимира Бакунина Вход в храм, фото Владимира Бакунина

Но не только в этом прелесть храма – он имеет свою легенду возникновения. Пожилые кемарцы помнят её по рассказам своих дедов и отцов. Захотев пить, мальчик-пастух склонился над родником и увидел в нём икону. Мальчик не смог её достать, так как образ ушёл на дно и пропал. Ночью пастушок видел сон, в котором Богоматерь попросила его собрать народ, позвать священника и торжественно достать икону из воды. Так икона была извлечена из родника. А вот дальше начинается тайна. Одни кемарцы говорят о том, что их храм, такой огромный и когда-то, безусловно, великолепный, был построен как раз над родником. Другие говорят, что святой источник, где была обретена икона, находится в полутора километрах от села. Скорее всего, Богородица на этой иконе была в образе Смоленской – в книге «Памятники церковных древностей» архимандрита Макария говорится о том, что кемарский храм был замечателен Смоленской иконой Божией Матери.

Вид с колокольни на кемарские пруды, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь 1701 года в Больших Кемарах, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь 1701 года в Больших Кемарах, фото Владимира Бакунина В пристрое храма, фото Владимира Бакунина

У вас есть чудесная возможность убедиться в вероятности как одной версии, так и другой. Кемарский храм отличается от других сельских храмов не только размерами, но и наличием подземелья. Сейчас в него можно проникнуть, соблюдая все меры предосторожности. Сводчатые потолки, когда-то оштукатуренные явно под роспись, ещё достаточно прочны. Можно также удалиться от села на указанные полтора километра – там на одном из самых высоких холмов округи в поле стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. С этого места, где когда-то устраивалась ярмарка, село видно как на ладони, а вдаль просматривается даже левобережье Пьяны и купол церкви в селе Ягодном. На склоне горы – кемарское кладбище. Спуститесь вдоль его левой стороны вниз, под гору. Там между старых деревьев вы увидите небесно-голубую часовенку над источником, чью воду почти не видно в колодце – настолько она прозрачна. Это Гремячий ключ. Именно сюда приходят кемарцы, которые верят в чудесные свойства этой воды…

Последний кемарский помещик

Цейдлер Владимир Петрович (1857 - 1914) прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. Он - автор проекта Музыкального павильона этой всемирно известной выставки. В 1896 году Цейдлер проектирует по заказу предпринимателя Николая Бугрова здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27). В 1899 - 1903 годах он проектирует здание городской думы (Дворец труда). По завершении работ в Нижнем Новгороде строит по своим проектам Коммерческий банк в Петербурге и церковь в Анапе.

Юлия Сухонина

В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!