О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Константинополь под яблоней, фото Татьяны Ривкинд

 

Материал предоставлен Татьяной Ривкинд в качестве доклада на семинар
«Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Город-щит или ворота в Европу?

Партизанская столица

Брянский лес, брянский волк – эти расхожие оградительные символы местности вокруг Брянска складывались веками. Брянщина была щитом, преградой для «ворога», начиная с трубчевского князя Всеволода Буй-тура, воины которого были «шеломами повиты» («Слово о полку Игореве»). Со времен славного богатыря-монаха Пересвета – героя Куликовской битвы.

После Великой Отечественной в полный рост встал образ брянского партизана. Есть статистика: в брянских лесах в годы оккупации партизан воевало в 11 раз больше, чем на территории всей Советской Украины. Брянск стал признанной партизанской столицей, а в 2010 году ему справедливо присвоено звание Города воинской славы.

В советские времена Брянск был городом, закрытым для иностранцев, с множеством военных заводов, что продолжало традиции «Арсенала», завода, отливавшего пушки для славных баталий, включая Бородинскую битву.

Перемена имиджа

Она происходит в последнее постперестроечное двадцатилетие. Став приграничным городом с развитой таможенной службой, Брянск оказался последним рубежом на пути в Европу. Большинство поездов через Брянск идут на Запад. И все чаще город распахивает двери для контактов, встреч, совместных проектов не только с ближним, но и дальним зарубежьем.

Тут очень кстати оказался опыт земляка - поэта и дипломата Федора Ивановича Тютчева, проложившего мост в Европу почти два века назад. И сегодня на поэтических праздниках в Овстуге желанные гости – мидовцы, совмещающие дипломатическую службу с занятием литературой. А заметным событием в издательской деятельности Государственной библиотеки иностранной литературы (г. Москва) стал выход трехтомника Ф.И. Тютчева на 23 европейских языках. Издание было осуществлено благодаря поддержке руководства Брянской области.

Рядом с такими масштабными издательскими проектами есть и более скромные, но не менее значимые. При участии благотворительного общества «Паритет» (Германия) недавно вышли в свет на двух языках – немецком и русском - «Сказки и легенды» братьев Гримм и «Приключения барона Мюнхгаузена» с иллюстрациями юных художников Брянска и Хамельна.

Европа за калиткой

В этот обновленный культурный контекст органично вписывается музей под открытым небом, созданный известным брянским историком и краеведом Владимиром Петровичем Алексеевым. Его журналисты окрестили «Европой на огороде». Чтобы поглядеть на Париж и Лондон, на Иерусалим и Константинополь, ездят к нему в Ольховку. Обычная деревня в 40 километрах от Брянска в последние годы становится местной достопримечательностью.

Дипломаты в Овстуге, фото Татьяны Ривкинд «Европа на огороде»: Константинополь, фото Татьяны Ривкинд Алексеев и его «Европа на огороде», фото Татьяны Ривкинд «Европа на огороде»: Магдебург, фото Татьяны Ривкинд

Под пенье деревенских петухов путешествуют по этой архитектурной карте Европы. Погружаются вглубь истории. Чуть ли не вся средневековая Европа впридачу с Ближним Востоком разместилась на двух сотках огорода. В зарослях зеленой петрушки – старинный краковский королевский замок Вавель. Лондонский Тауэр – на фоне почерневшей деревянной изгороди… Лувр и Нотр-Дам - среди разноцветных кабачков.

- Впрочем, тут неподалеку на острове Сите, как раз и был королевский огород, - поясняет Владимир Петрович. Весь этот цвет мировой архитектуры занятно смотрится в сельском антураже. Хотя вообще-то деревенское окружение – нормальная естественная среда для той доинсдустриальной Европы. Не смотря на все эти храмы, замки и дворцы, вся прочая Европа была по сути такой же деревней: пила из колодцев, топилась дровами, все удобства – во дворе, на дорогах – грязь и лужи. В этом есть своя правда истории.

Главная ценность алексеевского музея в том, что он восстановил утраченное. Многие храмы и замки, площади и крепостные стены давным-давно разрушены войнами, стерты с лица земли природными катаклизмами и перестроены до неузнаваемости. Он научно реконструировал исчезнувшие с лица земли архитектурные шедевры и представить Европу и Ближний Восток так, как они выглядели к концу XIV - началу XV века.

Знаменитый аттракцион «Минимундус» в Австрии или парк отдыха на острове Тайвань, где также можно в миниатюре увидеть памятники архитектуры разных времен и народов, были созданы прежде всего для развлечения туристов, нет той научной ценности и точности, которые отличают экспонаты Алексеева. У него - строго выверенные объекты, воссозданные по чертежам и старинным гравюрам, по описаниям специалистов в масштабе 1:200.

«Европа на огороде»: Константинополь, фото Татьяны Ривкинд «Европа на огороде»: Константинополь, фото Татьяны Ривкинд «Европа на огороде»: Константинополь, фото Татьяны Ривкинд «Европа на огороде»: Константинополь, фото Татьяны Ривкинд

До сих пор Алексеев создавал свое детище без отрыва от хлопотной должности директора областного краеведческого музея с его двумя десятками филиалов. В последние годы он занял должность заместителя директора по науке. Но забот ненамного убавилось.

Кроме сугубо творческой и созидательной работы у Алексеева хватает черновой. Весной и летом Владимир Петрович пропалывает древние города от одуванчиков и прочих сорняков. Скашивает и подсевает траву. Борется с муравьями и кротами, ведущими тут подрывную деятельность. Под зиму укутывает пленкой башни самых ценных объектов.

Разросшийся музей требует уже сегодня элементарных удобств цивилизации. Хорошо бы найти возможность и сделать нормальный подъезд к участку: без миргородских луж и разбитой колеи. Асфальт кончается за несколько сот метров от мини-Европы. Ограда – из чего бог послал. Нужен Алексееву и помощник в деле продвижения и организации экскурсий. А для этого требуется его детищу официальный музейный статус. В управлении культуры это понимают, но реальных шагов пока не сделано.

Татьяна Ривкинд

Руководитель регионального корпункта АКИ (Агентства Культурной Информации) при газете «Культура», г. Брянск

Материал предоставлен Татьяной Ривкинд в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!