О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


 

Материал предоставлен Татьяной Весниной и Владимиром Бендерским в качестве
доклада на семинар
«Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Культурные места как бренд: опыт города и деревни

Году в 1999 очень важная дама из Министерства культуры РФ, прибыв в Томск с проверкой, в приватной беседе сказала: «Есть только три вещи, ради которых стоит к вам ехать - деревянное зодчество, Александр I (он же старец Федор) и Нарым». В ту пору о культурных брендах не говорили, в ходу были «достопримечательности». Да и само слово «бренд» употреблялось в узко специальном значении, когда речь шла о торговых марках.

Пока культурное наследие считалось достопримечательностью, к нему можно было приобщаться, совершить паломничество, им любовались, восхищались, о нем рассказывали, им гордились, но материальной выгоды не извлекали. За погляд, как известно, денег не берут. Как только те же объекты культурного наследия, не изменяя своей физической и духовной сущности, превратились в бренды, из них стало возможным извлекать прибыль. Ибо бренд, как толкует Википедия, - это совокупность представлений, ассоциаций, образов, идей и обещаний, которые складываются в умах людей о конкретном продукте или компании. Индустрия туризма раньше других воспользовалась ситуацией.

И оказалось, что бренды делают местность привлекательной для приезжих и более комфортной для населения, постоянно проживающего здесь. Туризм, во-первых, неизбежно развивает инфраструктуру, во-вторых, включает отдельный, даже самый удаленный локус в мировое культурное пространство. Гостиницы, рестораны, офисы связи, дороги и прочее приносят пользу и прибыль, а больший приток туристов повышает самосознание местного населения, снимает комплекс провинциализма. Это только те плюсы, что видны невооруженным глазом.

Но «бренд» больше, чем «достопримечательность», ведь это еще и «визитная карточка». Визитная карточка не увеличивает материальные накопления, но ее всегда можно предъявить для подтверждения своего статуса и для повышения престижа. И вот это свойство можно и должно использовать, когда мы говорим о ребрендинге территории.

О брендах в области культуры активно заговорили четыре года назад, когда была принята «Концепция развития туризма и гостеприимства 2007-2015», где культурно-познавательный туризм стал одной из её составляющих. На пике моды тема культурных брендов оказалась нынче и в связи с подготовкой к Третьему музейному форуму под названием «Бренды земли Томской», который намечен на осень 2011. По сути, музеям предлагают провести ребрендинг своей организации и той территории, где они располагаются.

Томская культура не просто активно включилась в поиски новых брендов, но и пытается их совместить, сопрячь с инновациями. Потому что Томская область позиционирует себя как регион инновационного развития, а город Томск как город-форум, как место жизни креативных (творческих) людей. Миф о соленом огурце («если в банку с рассолом опустить свежий огурец, он обязательно станет соленым») весьма популярен в томской среде. И уже аксиомой воспринимается утверждение самого главного адепта инноваций, заместителя губернатора Оксаны Козловской, что креативная среда побуждает генерировать идеи.

Однако на практике, что такое инновации в культуре, пока из числа рядовых работников культуры толком никто не знает, но ассоциируют их со светлым будущем. А путь к нему (к светлому будущему) лежит через инвестиции. Инвестировать же можно во что-то конкретное. Поэтому половина районов региона выбрала кино, то есть в своих проектах они просят профинансировать закупку киноустановок или мобильных автоклубов. Вторая половина светлое будущее связывает с туристическим бизнесом, где культурные бренды – это манок.

Big бренды Нарымского края

В поисках новых брендов, как ни странно, село опережает город. Видимо, жизнь заставляет креативнее мыслить. И здесь есть свои лидеры. Среди них Парабельский район вместе со старейшим поселением региона – Нарымом. Что такое Парабель и Нарым? Север Томской области, край географии, территория обитания селькупов, край каторги и ссылки. Таково традиционное представление, бытовавшее до конца ХХ века. Но прежде, чем подробно рассказывать, что здесь стали делать для привлекательности территории, сначала одно маленькое, но важное примечание.

Главный враг туризма в Сибири - даже не дороги, а расстояния. Как верно заметил писатель Петр Вайль, «в Сибири все большое». Принятая единица измерения – среднее по величине европейское государство. Территория Томской области (314 391 кв.км) спокойно вмещает в себя 10 Бельгией. Одно только Васюганское болото (самое большое в мире – 53 тысяч кв.км – примерно 1/6 территории региона) готово поглотить Бельгию (30,5 тысяч кв.км) либо примыкающие к ней Нидерланды (41 тысяч кв.км). Можно измерять наш регион и в Швейцариях (41тысяч кв.км).

Однако дороги в Томской области совсем не европейские, а такие же, как и по всей России. Поэтому расстояние от Томска до Нарыма осознаешь не умозрительно – 780 км, а спинным мозгом и копчиком (семь часов на автобусе до Парабели и три часа на катере до Нарыма). Особенно чувствительны последние 100 километров автотрассы, где смыкаются интересы федерации и региона. Для федерации эти 100 километров существует в виде направления, но никак не в виде инвестиций – гравийку укрепляли последний раз при советской власти. От Парабели до Нарыма – 30 км, по зимнику расстояние преодолевается за 1,5 часа езды, а летом 3 часа на катере в одну сторону, и 5 – обратно, потому что против течения, а добраться можно только по воде. В советское время можно было и вертолетом, 1 час 15 минут (из Томска) - и ты на месте.

Томская область Путешествие по Томской области, фото предоставлено Татьяной Весниной Путешествие по Томской области, фото предоставлено Татьяной Весниной Томская область, фото предоставлено Татьяной Весниной

Отважиться на путешествие до Парабели, а далее до Нарыма, казалось бы, могут только эстремалы. Но число посетивших эти места за последние четыре года таково, что заставляет сомневаться, что все они любят экстремальный туризм. Кто и зачем едет сегодня в Нарымский край? Прежде всего, газовики, нефтяники, геологи, строители. Это они провели первый советский ребрендинг территорий, превратив тайгу, место традиционного природопользования селькупов, в индустриальную площадку.

Почти одновременно с ними свой ребрендинг поводили и художники, которые тоже поехали осваивать тайгу. Они романтизировали это пространство, запечатлев на своих полотнах и суровый климат, и суровый характер покорителей природы. На полотнах Германа Завьялова и Татьяны Бельчиковой, ныне заслуженных художников России, Владимира Гроховского и Геннадия Ламанова, Виктора Самойлова и Василия Попова - природа Нарыма, его коренные обитатели – рыбаки, охотники, а также «пришлые люди» - строители, геологи, нефтяники, люди труда и нелегкой судьбы. Следует заметить, что их «ребрендинг» не оказал разрушающего воздействия на природную среду, но имел и имеет пролонгированные последствия. Ведь сейчас то, что писалось в 60-80-х в Нарымском крае не только художественная фиксация времени, но окультуривание пространства. Сегодня коллекция «нарымские» картин – это тоже культурный бренд, которым гордится области, и в особенности Парабельский район. Да и Парабельская картинная галерея, созданная усилиями энтузиаста Александра Дащенко, как хранитель идентичности времени больших строек и покорения севера, есть большой бренд. Кроме того, теперь всем, кто приезжает сюда, говорят: «Добро пожаловать на родину братьев Заволокиных». Братья прославили гармонь, а «Играй, гармонь» - их. Музыкальная школа носит имя Геннадия Заволокина, а в картинной галерее – портреты Геннадия Заволокина.

В 2000 году была поставлена задача - сделать район привлекательным для туристов. И культура поняла, что это их сфера деятельности. Были составлены реестры исторического культурного наследия. Определены шесть точек привлекательности – Нарым, Парабель, Мумышево, Оськино озеро, Мумышево, урочище Калугино, источник Чистый Яр.

В 2010 году в Парабельском районе принята ведомственная целевая программа по сохранению на территории района на 2011-2015 годы с общим финансированием в 7 миллионов рублей. На 2011 год кроме сметы на реализацию интересных проектов по всем направлением деятельности выделено – 1миллион 764 тысячи рублей.

С 2003 года Парабель стала местом легендарным. Здесь, на Оськином озере, в августе проходит межрегиональный фестиваль «Легенды Севера». Оськино озеро - одно из самых живописных мест окрестностей Парабели. Оно расположено в четырех километрах от Парабели и в одном километре от трассы, соединяющей район с областным центром. С июня по сентябрь оно является оживленным местом отдыха и купания. Озеро имеет вытянутую на 2 км форму с заливными лугами вокруг и берега с почти газонной травой. За счет того, что озеро наполняется со дна многочисленными ключами, вода в нем чистая, большую часть лета свежая и контрастная: сверху нагретая солнцем до температуры парного молока и ключевая снизу.

Межрегиональный фестиваль «Легенды Севера» на Оськином озере, фото Татьяны Весниной Межрегиональный фестиваль «Легенды Севера» на Оськином озере, фото Татьяны Весниной Межрегиональный фестиваль «Легенды Севера» на Оськином озере, фото Татьяны Весниной Межрегиональный фестиваль «Легенды Севера» на Оськином озере, фото Татьяны Весниной

Для жителей райцентра Оськино озеро - замечательное место отдыха в летнее время, для туристов – место приобщения к селькупской культуре. Селькупы относятся к коренным малочисленным народам финно-угорской языковой группы. На начало XXI века на территории Томской области проживало чуть более 2 тысяч селькупов. Они и сейчас живут, занимаются традиционным рыболовством и охотой. Однако ассимиляция и алкоголизм делают эти народы еще малочисленнее. Но проведение фестиваля, поддержка национального ансамбля «Варг-кара» постепенно повышают самосознание селькупов, и сегодня все больше жителей севера Томской области называют себя селькупами, хантами, а не русскими.

Сочетание живописности места и колоритности национального праздника делают посещение Оськиного озера и участие в фестивале «Легенды Севера» незабываемым. Ибо это прикосновение к первоистокам. Праздник включает в себя выставку мастеров декоративно-прикладного искусства и ремесел малочисленных народов севера; встречу гостей, согласно селькупским обычаям с обрядом омовения и жертвоприношения; ритуал «оживление бубна». Оживляет бубен главный шаман края Юрий Тобольджин; представление легенд коренных малочисленных народов севера гостями праздника; Театрализованная легенда нарымских селькупов (каждый год новая); общий финал — обряд торжества и единения с участием всех присутствующих селькупов и гостей; угощение гостей праздника национальной ухой, приготовленной здесь же; национальные состязания: гонки на обласках; гонки на обласках боком; стрельба по мишени; разведение костров на скорость; национальная эстафета (разделка рыбы, ощипывание дичи и т.д.); награждение победителей состязаний. Вручение оберегов гостям праздника. Прощальный ритуал вокруг культового дерева.

«Легенды Севера» - это пример событийного туризма, который набирает обороты с каждым годом. В 2011 фестиваль расширит свои границы и даже называться будет по-другому - «Горы и Степи в гостях у Тайги», так как в нем примут участие национальные коллективы из Хакасии и Горного Алтая. Такие масштабные праздники, которые собирают, как правило, на берегу озера до тысячи человек, невозможно было проводить, если бы не была организована инфраструктура. К сегодняшнему дню в Парабели действуют две гостиницы (одна из них современная, три звезды), открыты рестораны и кафе. На берегу самого Оськиного озера в день фестиваля действуют биотуалеты.

Неожиданным последствием проведения этого фестиваля стал спектакль «Герой», поставленный Сергеем Столяровым на подмостках Томского театра кукол и актера «Скоморох». Он повествует о герое селькупских мифов Итте, а также о сотворении мира, рождении и смерти человека. Масштабность постановки оценило московское жюри областного фестиваля «Маска», порекомендовав показать его в головном офисе ЮНЕСКО. Сами же коренные селькупы свое национальное наследие сохраняют в двух форматах – танцевальном и вокальном.

Другой вид туризма - культурно-познавательный. Районный краеведческий музей вышел за пределы здания. Рядом с ним целое подворье бытовой культуры русских переселенцев - амбары, кузница, качели. Сейчас парабельцы создают уличную экспозицию селькупского быта. Дело это живое – здесь хоть каждую неделю мастер-классы проводи по искусству шитья, бисероплетению и работе с мехом. Что радует начальников от культуры – район научился зарабатывать на музеях: устраивают катание на лошадях, конные экскурсии. Туристы могут не только об истории узнать, но и познакомиться с селькупской культурой через действие: рыбу половить, грибы-ягоды пособирать, а вечером поучаствовать в обрядовых праздниках коренных народов.

Конечно, конек Нарымского края – сам Нарым. Редкое место в Томской области имеет такую всемирную известность и такую богатейшую историю, как бывший заштатный городок Нарым. Именно такой был присвоен сегодняшнему селу Нарыму статус в 1601 году. Нарым, упразднённый как город постановлением ВЦИК, с 6 июня 1925 года стал называться селом Парабельского района Томской области.

Сегодня здесь проживает чуть менее тысячи жителей. Но при этом в нем сохраняется 22 объекта культурного и 2 природного наследия, 5 из них федерального значения. Поэтому район при поддержке департамента по культуре предпринимает шаги, чтобы на территории Нарыма создать историко-культурный музей-заповедник. Документы отправлены в Министерство культуры РФ. Но пока официального статуса Нарым не получил. Между тем, на территории всей Западной Сибири только один музей-заповедник – Томская писанница, и та в Кемеровской области. И если Министерство культуры поддержит эту красивую и значимую идею, Нарым станет первым в Томской области историко-культурным заповедником, и вторым в Западной Сибири. Почему идея красивая?

Нарым ведёт свою историю ещё со времён завоеваний Ермака. Десятый в Сибири острог, названный Нарымский, был поставлен в 1596 году, на восемь лет раньше, чем Томск.

На территории Томской области это первое укрепленное русское поселение, первая крепость-острог, основанная более 400 лет назад. Именно этот аспект сегодня и подается как главный. На это были нацелены и музейные экспозиции «Нарым – заштатный городок» на основе литографий художника XIX века Павла Кошарова, «Нарым – Северная Венеция». Все это идеи для ребрендинга.

Важно то, что для него есть основа. Сохранена почти вся материальная культура Нарыма, Она воплощена в сохранившихся строениях. Практически все они сосредоточены на одной улице Куйбышева (бывшая Крестовоздвиженская). Это главная улица Нарыма. На ней стоят музей политической ссылки - единственный в России, дом поляков (администрация поселения), домик Алексеева (здесь жил Сталин 41 день), Каталажная камера, Лавка купца Родикова – кирпичная, она еще стоит, сибирские дома конца XIX века. В основном, это бывшие купеческие дома.

Ибо кроме охотничьих промыслов, скотоводства, серьёзным занятием нарымчан была торговля-скупка пушнины, рыбы, прочих даров природы у крестьян и коренных жителей - селькупов и хантов, которых раньше звали просто остяками. Самыми заметными гражданами Нарыма были как раз торговцы и предприниматели: Квинтилион Пряшников; купцы Родюковы — Семён, Алексей, Иван. В Нарыме родился Иван Дмитриевич Асташев – золотопромышленник, в чьём доме в Томске сейчас располагается краеведческий музей.

Тем не менее известностью своей Нарым обязан не предприимчивости своих граждан, а тем, что издавна служил местом для ссылки. Практически с момента освоения этого края русскими поселенцами сюда стали ссылать политических и уголовных преступников. Сначала это было место царской политической ссылки. Из знаменитых ссыльных в Нарыме жили декабристы Николай Мозгалевский, Павел Дунцов-Выгодовский. Самыми видными политическими ссыльными Нарымского края были Иосиф Сталин, Дмитрий Дмитриевич Донской (эсер, который вместо Каплан должен был стрелять в Ленина), Яков Свердлов, Валериан Куйбышев. В 30-е годы наши края стали местом ссылки огромного потока спецпереселенцев.

«Нарым – Северная Венеция», фото Татьяны Весниной В музее политической ссылки в Нарыме, фото Татьяны Весниной В музее политической ссылки в Нарыме, фото Татьяны Весниной В музее политической ссылки в Нарыме, фото Татьяны Весниной

Память о ссыльных революционерах зафиксирована в названиях улиц. Главная – улица Куйбышева. Сталин был увековечен в 5-метровой гипсовой скульптуре, которая стояла на высоком берегу Оби, и вождь с протянутой рукой встречал и провожал граждан Советского Союза, не по своей воле ставших сибиряками. После 1953 года скульптуру демонтировали. От истукана остался только бюст, который теперь в музее политической ссылки. Основан он в 1938 году, но открыт только в 1949-м, и в начале назывался музей Сталина. Главная его достопримечательность – домик, в котором якобы 41 день жил ссыльный Сталин. Показывали сундук, кровать, чашку и блюдце. После ХХ съезда музей не закрыли, а убрали имя, и стал он музеем политической ссылки. Поэтому экспозиция расширилась: стали рассказывать о революционерах, об их быте и свободном времени. Сегодня в экспозиции - музыкальные инструменты и библиотека, а в рассказе - упоминание о театре.

Кроме домика Сталина, местом посещения экскурсантов сделали каталажку, куда сажали революционеров за слишком вольное поведение. Каталажка действительно царских времен. И сегодня требует реставрации. Денег на нее дали. А вот со зданием полицейской управы все сложнее. Это историческое здание, куда приходили отмечаться все ссыльные – и дед композитора Шостаковича, и Сталин, и Свердлов, - сегодня разрушается не по дням, а по часам. «Мы соучастники этого разрушения. Если в это лето не начнем реставрацию, потеряем памятник. Кому нужны новоделы в Нарыме?!» - с болью заявила Ирина Фокина на областной коллегии по культуре. Но денег на реставрацию нет, потому что полицейская управа - памятник федерального значения. Статус музея-заповедника, надеются нарымчане, поможет им сохранить материальное культурное наследие.

Идея превратить все село Нарым в заповедник впервые возникла в 2008 году. В августе того года здесь проходил форум «Сохранение и использование культурного наследия территории». Слово «ребрендинг» тогда не звучало, но о big-бренде речь не просто шла, а его сделали главным действующим лицом этого праздника на Нарымской земле.

О том, как гостей и нарымчан встречал сам Вождь народов в своей светелке, я писала в «Культуре» в том же 2008. Замысел оживить историю был интересным, но результат получился двусмысленным. Если гости из Томска просто фотографировались со Сталиным, то жители Нарыма обращались к Сталину и Свердлову на чистом глазу с просьбой открыть в селе магазин ритуальных услуг, потому что в Парабель долго за гробами.

Поэтому в позиционировании территории как месте для просветительского туризма – Сталин остается. Как и его бюст в музее.

Европейский квартал в Сибирских Афинах

Визитной карточкой Томска уже больше века являются вузы. Томск студенческий, город шести университетов, научно-образовательный центр – так представляют сегодня город томичи гостям и сами ощущают его как место сосредоточения науки, культуры, просвещения, образования. Отсюда и второе метафорическое название города – Сибирские Афины. И позиционируют Томск как «умный город».

Хотя, кроме вузов, есть еще один устойчивый культурный бренд у Томска – деревянное зодчество, которое называют уникальным, неповторимым.

Томский бренд - деревянное зодчество, фото предоставлено Татьяной Весниной Томский бренд - деревянное зодчество, фото предоставлено Татьяной Весниной Томский бренд - деревянное зодчество, фото предоставлено Татьяной Весниной Томский бренд - деревянное зодчество, фото предоставлено Татьяной Весниной

Соединение двух брендов дает оксюморонное определение: город старинный и вечно молодой.

Но прежде, чем стать Сибирскими Афинами, Томск пережил несколько ребрендингов. В начале XVII века он был построен как восточный форпост Российской империи и до середины века оставался крепостью и административным центром, но уже к концу XVII века утратил свое военное значение, а следом и административное значение. Новый импульс развитию территории дали в XIX веке купцы и держатели ямского промысла. Визуальным знаком того ребрендинга можно считать деревянные терема – купеческие особняки, доходные дома. Напоминает о том ребрендинге и герб области, на котором красуется вздыбленный конь.

Но самый существенный ребрендинг территории Томска был проведен на рубеже XIX – ХХ веков, когда появились первые в Сибири вузы. В 1888 году был открыт Императорский университет, а в 1900 Томский технологический институт (ныне политехнический университет).

Томский государственный (Императорский) университет в конце XIX века, фото предоставлено Татьяной Весниной Медицинские клиники Томского университета, сегодня Сибирский государственный медицинский университет, фото предоставлено Татьяной Весниной Томск на рубеже веков XIX и XX веков, фото предоставлено Татьяной Весниной Панорама современного Томска. Белое озеро. Фото Павла Рачковского

Со строительством главного корпуса университета и лекционного корпуса технологического института, а вскоре и горного корпуса ТТИ в городе образовался квартал, за которым в среде краеведов давно закрепилось название «европейский».

Появился он в Сибирских Афинах благодаря двум другим императорами – Александру II и Николаю II. Первый дал указание открыть Томский императорский университет, второй подписал в 1896 году Указ об открытии Томского технологического института, и этот институт вплоть до 1917 года носим имя последнего русского царя. Сегодня Технологический институт называется Томским политехническим университетом.

Территориально оба вуза расположены рядом. Так близко, что у любого человека со свежим взглядом возникает вопрос: «У вас так всегда было? Или все самые красивые здания сюда свезли?» Этот «наивный вопрос» задают студенты-первокурсники или абитуриенты. Понятно, что «так было». Более того, так вышло не случайно, а строилось целенаправленно.

Для постройки главного корпуса технологического института на территории Университетской рощи Императорский университет уступил 3000 квадратных сажень. Императорскому же технологическому институту. Лекционный корпус (ныне главный) ТТИ расположился выше университета по улице Садовой, сразу за Ботаническим садом. Томское городское общественное управление также выделило технологическому институту 6600 кв.сажен напротив университетского участка и еще дополнительно около 3000 кв.сажень на месте военного лазарета. Таким образом, только один технический вуз занимал в Томске 12 тысяч кв. сажень. И столько же занимал Императорский томский университет. Открытие технологического института сибирский Томск поставило на один уровень с европейским Карлсруэ.

Единый стиль «европейскому кварталу» да и само его название обеспечила архитектура. Оба здания построены в стиле классицизма. И хотя в городе к тому времени уже были здания в стиле ампир, но именно соседство обеспечило цельность восприятия как единого целого пространства. Роднит оба здания и тот факт, что строились они по проектам петербургских архитекторов. Главный корпус Томского университета был построен гражданским инженером Павлом Нарановичем по проекту академика архитектуры А.К.Бруни. Проекты трех корпусов Технологического института – лекционного, физического и химического – создавались в Петербурге архитектором Министерства просвещения академиком архитектуры Р.Р.Марфельдом. Уже на уровне проекта – одна школа.

Проект Марфельда начал воплощать в жизнь Фортунат Гут. После него продолжил главный архитектор Томска Петр П.Ф.Федоровский. Тот же Пётр Фёдорович Федоровский при активном участии профессора, знаменитого геолога Владимира Обручева спроектировал и построил здание горного корпуса. Позднее архитектор, гражданский инженер Андрей Крячков расширил главный корпус, достроил химический и физический корпуса. Ребрендинг шел быстрыми темпами: за период с 1897 года по 1907 год было построено 8 больших зданий.

Томский университет в те же годы прирастал новыми корпусами, зданием Научной библиотеки, общежитием для студентов, которые располагались на той же Садовой улице в пределах «европейского квартала». И что важно, строили его те же архитекторы – Крячков, Гут, Федоровский. Этот факт так же свидетельствует о едином подходе в создании «европейского квартала».

Более того, Крячков состоял в штате Томского технологического института. Он руководил рисованием и архитектурным проектированием, с 1911 года вёл проектирование «по отоплению и вентиляции», а с 1913-1920 годы читал курсы лекций по гражданской архитектуре и архитектурным формам на всех факультетах института. В 1907 году был послан институтом в зарубежную творческую командировку (Германия, Франция, Италия). В 1913-1920 годах читал курс лекций по архитектуре и архитектурным формам на Сибирских технических курсах при институте. В штате Томского технологического в разные годы и на разных должностях служили и другие известные в Томске архитекторы – Константин Лыгин, Викентий Оржешко, Фортунат Гут. Любопытно, что в бывших рисовальных классах сегодня располагается музей истории ТПУ. И одна из тем для экскурсий связана с историей архитектуры и строительства Томска.

Сегодня в «европейском квартале» сохранилось все – здания, интерьеры, столетняя мебель, старейшее лабораторное оборудование, перешедшее в разряд музейных экспонатов. По сути, музейной территорией можно считать и главный корпус ТГУ, и старые корпуса ТПУ (главный, горный, химический, физический). Здесь каждый элемент – лепнина, витражи, перилла, конструктивные особенности сводов, потолков, окон, декор дверей – является объектом культурного наследия. Каждая деталь интерьера дышит историей или даже рассказывает о ней.

К примеру, мраморная доска, на которой выгравированы слова Сергея Юльевича Витте: «Сегодня я снял деньги с броненосца и отдал их на учреждение Томского технологического института», единственное монументальное свидетельство о роли царского министра финансов в истории развития Сибири. Ибо томичи не удосужились отлить свою благодарность этому человеку в солидных формах – памятника, бюста или хотя бы барельефа. Память о вкладе великого ученого Дмитрия Ивановича Мендеелева в развитии науки Сибири и в целом в развитии территории тоже визульально зафиксирована в главном корпусе политехнического университета – портрет ученого открывает портретную галерею почетных профессоров вуза. Ефиму Лукьяновичу Зубашеву в этом смысле повезло больше – сегодня на главном корпусе ТПУ висит мемориальная доска первому ректору первого за Уралом технического вуза.

Упоминание трех имен выдающихся сыновей России оправдывает включение в текст доклада кратную историю их первой встречи. На Нижегородской ярмарке 28 мая 1896 года, то есть 115 лет назад встретились министр финансов Сергей Юльевич Витте, профессор Дмитрий Иванович Менеделеев, который в то время был управляющим Палатой мер и весов. Они были знакомы. Внимание этих двух государственных мужей привлек профессор Харьковского технологического института, статский советник Ефим Лукьянович Зубашев тем, что тоже мыслил и рассуждал по-государственному – масштабно. На Нижегородскую ярмарку он был привлечен в качестве эксперта по отделам фабрично-заводской промышленности и машиностроения, так как был авторитетом в области сахарного производства. Кроме того, он был учеником Менделеева. Вроде бы случайная встреча. Встретились-поговорили. Но к этому времени министром финансов уже было подписано распоряжение о выделении денег на строительство в Томске технологического института. В дневнике Витте эта запись, выбитая на памятной доске, помечена 6 марта 1896 года.

Что стоит за этим решением? В том же году железная дорога, знаменитый Транссиб, дошел до Новониколаевска. И министру финансов Витте, который вел переговоры с Китаем по урегулированию китайско-японских отношений и был заинтересован и в самом Транссибе, и в преобразовании сибирских и восточных пространств, стало ясно, что нужны инженерные кадры, без которых не построишь, не освоишь, не преобразуешь. Томск был выбран местом для технологического института, а Зубашев после встречи в Нижнем Новгороде – его первым директором. А устав Томского технологического университета разрабатывал Менделеев. Подробности этой истории можно услышать в ходе экскурсии в музее истории ТПУ.

Однако вернемся к идее «европейского квартала». Он позволяет развернуть историю зарождения высшего образования в Томске и проследить развитие вузовского Томска на протяжении 120 лет как минимум. Он дает возможность во всей полноте, с привязкой к местности показать историю появления и становления науки в Сибири. Что принципиально важно, интерьеры и мебель, которой оборудовали аудитории, лаборатории, кабинеты, библиотеку, приборы, которые закупали для научных опытов, роднят два вуза. Не только потому, что все было приобретено примерно в одно время, но и почти у одних и тех же поставщиков – в Европе.

Кроме того, что здания университета и технологического института изменили архитектурный облик города, два вуза изменили уклад жизни. В городе появилась интеллигенция. Сначала это были пришлые люди – из Петербурга, Тарту, Харькова, Казани - городов, где уже были открыты университеты. Вслед за профессорами и преподавателями различных дисциплин в Томск стали приезжать и инженеры различных специальностей. Изменилась и социальная инфраструктура города – стали чаще открываться школы, больницы. С каждым годом студенты играли все большую роль в общественной жизни города. Изменилась и культурная жизнь Томска. Возникли музыкальные классы, а вскоре и музыкальное Общество – филиал Всероссийского музыкального Общества, почти одновременно с технологическим институтом открылось музыкальное училище. В Томске стали проводиться городские литературные вечера. В Общественном собрании, построенном Константином Лыгиным, проводились балы и благотворительные концерты, в которых принимали участие профессора. В 1909 году образовалось общество любителей художеств, в которое входили почти все архитекторы, преподававшие в технологическом институте и университете. И художественные выставки все Томской губернии стали ежегодными. И хотя первый театр в Томске появился ровно в середине 19 века, в 1850 году, но свой расцвет дореволюционное театральное искусство переживало именно в первые годы ХХ века.

Сегодня тема «европейского квартала в Сибирских Афинах» приобретает новое звучание в связи с тем, что и Томский государственный и Томский политехнический университет получили статус национального исследовательского вуза. Проблема в том, что два вуза – хоть и объекты городской среды, но это федеральные структуры, причем идущие по ведомству образования, а не культуры. Поэтому в сознании горожан и гостей Томска здания, построенные в стиле классицизма, не воспринимаются как культурное наследие. Хотя главные корпуса обоих учебных заведений – федеральные памятники архитектуры и занесены в список особо охраняемых объектов культурного наследия страны и национального достояния. Главное, они не воспринимаются единым ансамблем, единым комплексом, одним целым. Возможно, потому, что два вуза – соперники. По доброй воле их в одно культурное целое, в «европейский квартал», объединяют только краеведы и редкие экскурсоводы. Даже в туристических фирмах, работающих на внутренний туризм, нет такого экскурсионного маршрута как «Европейский квартал». И тут возникает еще один парадокс: Нарым далеко, но он на культурной карте региона виден, а получив статус историко-культурного заповедника, станет еще более заметным, а «европейский квартал» в Томске близко, под боком, но не обозначен ни на одной культурной карте. Даже идея переименовать проспект Ленина в проспект Университетский в этой своей верхней части не прокатывает. Хотя на небольшом отрезке главной магистрали города стоят 4 университета.

Между тем, необходимость ребрендинга территории Томской области уже назрела. Принятая в 2010 «Стратегия 2020» узаконила за Томском еще одно определение – креативный город. Одно из требований к креативному городу – дать возможность каждому жителю проявить себя с творческой стороны. Поэтому, как грибы после дождя, стали возникать открытые городские площадки (у Лагерного сада, на Новособорной площади, на набережной Томи). Они позиционируются как места творческих состязаний молодежи.

Модель креативного города подразумевает также превращение публичных пространств в места свободной коммуникации и эмоционального переживания. Таким местом может быть и музей. Потому что одна из составляющий креативного города – наследие, те материальные и нематериальные культурные ценности, которые имеют отношение к памяти и самоидентификации. Музеефицированное пространство, такое как «европейский квартал», вполне может стать пространством эмоциональных переживаний. Равно как и научные музеи, роль которых со временем будет возрастать. Ибо они - места идентификации будущего. В этом их существенное отличие от краеведческих, литературных и художественных музеев. Здесь человек знакомится не только с историей (прошлым) развитием науки, но и заглядывает в будущее человечества и в свое личное недалекое будущее (оно очень волнует студентов и абитуриентов), связывая профессиональную деятельность с прогрессом.

Таким образом, в креативном, умном городе должен быть музей науки и техники, где в одном экспонате, одной экспозиции соединяются инновации и традиции. Но в Томске его нет. Хотя при ТГУ и ТПУ работают музеи физики, геологические, палеонтологические, минералогические. Но доступ к ним широкой публики ограничен по многим причинам. Базой для регионального музея науки и техники мог бы стать музей истории ТПУ. Все необходимые предпосылки для этого есть. Здесь зафиксирована в документах и музейных экспонатах история зарождения и становления науки в Томске и в Сибири. Тем более, после ремонта музей обещает превратиться в мультимедийное пространство для просвещения и научной деятельности. Этот музей можно рассматривать и как музей-театр для демонстрации новейших достижений техники, и как креативную площадку, где соединяются искусство и наука.

Кроме того, мы предлагаем рассматривать всю территорию, занимаемую учебными корпусами и зданиями, в которых располагаются подразделения вуза, своеобразным музеефицированным «европейским кварталом». Столетние учебные корпуса в обрамлении Университетской рощи и городских скверов образуют природно-архитектурные ансамбли, о которых в конвенции ЮНЕСКО сказано, что «ансамбли – это группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки».

«Европейский квартал» Томска, фото Татьяны Весниной «Европейский квартал» Томска, фото Татьяны Весниной «Европейский квартал» Томска, фото Татьяны Весниной Томский университет, фото Татьяны Весниной

Во-вторых, старые корпуса – это суть музеи профессорско-студенческой жизни. В главном, физическом, химическом корпусах ТПУ сохранились аудитории столетней давности, которые интересны и с исторической точки зрения, и с культурной. Например, мемориальная комната-музей В.А.Обручева, с его книжными шкафами, фотоаппаратом, глобусом без Антарктиды. Или аудитория в физическом корпусе, где располагается музей физики. В этой аудитории профессор Вейнберг в начале ХХ века показывал опыты студентам. Она и сегодня используется по назначению: те же опыты демонстрируют современные профессора современным студентам. Налицо естественная, живая связь поколений. Кроме того, известно, что в старых корпусах располагались и сейчас еще остаются ректорские, профессорские квартиры. Эта очень интересная и неразработанная тема, богатая на имена, легенды, мифы, без которых сегодня не возможно обойтись при ребрендинге территории.

В-третьих, перспектива преобразования городской территории, закрепленной за Томским политехническим университетом, связана с культурными и музейными брендами. Так, предполагается установить на пересечении улиц Вершинина и проспекта Кирова модель Останкинской телебашни, которую проектировал выпускник ТПИ. Думается, что в этом же «европейском квартале» уместны будут и модели вертолетов, сконструирванные Камовым и Милем, выпускниками Томского политехнического института. Сама Аллея славы политехников, то есть фрагмент проспекта Кирова, исторически связанный с ТТИ-ТПУ (на бывшей Бульварной улице и примыкающих к ней улицах и переулках жили профессора и преподаватели ТТИ), тоже хорошо вписывается в концепцию креативного Томска. Эта зона может стать своеобразной томской Выставкой достижения науки и техники.

Музейные бренды Томска, фото Татьяны Весниной Музейные бренды Томска, фото Татьяны Весниной Музейные бренды Томска, фото Татьяны Весниной Музейные бренды Томска, фото Татьяны Весниной

Мы рассчитываем, что ребрендинг территории Томского политехнического университета неизбежно приведет к повышению престижа и авторитета как самого вуза, так и технического образования в целом, к созданию культурной среды для комфортной жизни инноваторов. Все условия для преобразования его в историко-культурно-научный заповедник «Европейский квартал в Сибирских Афинах» созданы. И если удастся провести этот ребрендинг в полном объеме, то Томск на культурной карте России и мира будет ассоциироваться не только с деревянным зодчеством, с мифом об императоре Александре I и местом ссылки, но и с новыми культурными ценностями креативного города.

Владимир Бендерский, начальник управления коммуникационной политики ТПУ
Татьяна Веснина, сотрудник Музейного комплекса ТПУ

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Татьяной Весниной

Материал предоставлен Татьяной Весниной и Владимиром Бендерским в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!