О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Тоншаевский район на карте «мест памяти» Нижегородской области

Тоншаевский район Нижегородской области

Тоншаево – рабочий посёлок в Нижегородской области в 290 км на север от Нижнего Новгорода и 10 км от железнодорожной станции. 5 тысяч жителей. Наиболее удаленный от Нижнего Новгорода центр района (2,3 тысячи кв. км, 20 тысяч жителей). В р. п. преобразовано в 1973 году. Специалисты считают древним марийским центром округи, где решались важные для народа вопросы (в окрестностях Тоншаева – марийская священная роща). В XVIII веке известно как русское село. Находится на реке Пижме. В Тоншаеве – художественная фабрика, развивающая традиции местных промыслов – аппликации соломкой и росписи по дереву, резьбе по бересте. В поселке – филиал телевизионного завода, предприятия и организации, обслуживающие район. В поселке работает государственный краеведческий музей. (Источник: Н.В.Морохин «Географический краеведческий словарь», г. Нижний Новгород, фирма «Просвещение», 1993 год).

По данным, предоставленным проекту историком Александром Жуковым (экспертом экспедиции, осуществленной фондом «Дать Понять» по Тоншаевскому району 13 октября 2018 года), русское (православное) население живет здесь всего лишь 200 лет.

Для местных жителей характерно двоеверие. Исторически Пижма – граница между Русью и Ордой. До 1950-х годов на местном кладбище встречались могильные плиты с руническими надписями.

Памятники градостроительства и архитектуры: Никольская церковь (1811 год, 1895 – 1901 гг.). Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена местная церковь. Датировка объекта – XIX век.

Никольская церковь в Тоншаеве, начало XX века, фото предоставлено Александром Жуковым Никольская церковь в пос. Тоншаево, начало XXI века, фото предоставлено Александром Жуковым Никольская церковь в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой Никольская церковь в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой

По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».

О перипетиях, предшествовавших постройке православного храма в Тоншаеве,  – в материале Александра Жукова «Как в Тоншаеве православную церковь пытались построить»

25 августа 2018 года на Никольской церкви по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Преосвященного Августина Городецко-Ветлужским обществом сакрального краеведения им. П.И.Мельникова (Печерского) установлена мемориальная доска Захару Сергеевичу Солоницыну (1783 – 1853) – старосте тоншаевского храма, похороненному на церковном кладбище, летописцу и автору «Ковчега Ветлужской старины», прадеду известного актера Анатолия Солоницына (1934 – 1982). На памятной доске размещена репродукция автопортрета Захара Солоницына с выдержкой из наставления потомкам: «Добрые люди мыслями своими прилепляются к Богу».

Мемориальная доска Захару Сергеевичу Солоницыну на Никольской церкви в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой Епископ Городецкий и Ветлужский Преосвященный Августин на открытии мемориальной доски Захару Сергеевичу Солоницыну на Никольской церкви в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой Никольская церковь в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой Никольская церковь в пос. Тоншаево, фото Галины Филимоновой

По данным, предоставленным проекту Александром Жуковым, З.С.Солоницын изображен здесь со своим духовным завещанием – книгой «Наставление потомкам». Потомок Захара Сергеевича – Николай Анатольевич Солоницын трактует это так: «Примерно в 1833 году, возможно, к своему юбилею, Захар Сергеевич написал автопортрет, где на раскрытой книге обращает на себя внимание надпись: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Бессмертному Царю?», возможно, она является осознанием греховности своей деятельности (его Захара деятельности), а также предостережением своим потомкам». 

Дом в Тоншаеве, где в 1961 – 1962 годах жил известный филолог-пушкинист и педагог Всеволод Алексеевич Грехнёв, фото Галины Филимоновой Дом в Тоншаеве, где в 1961 – 1962 годах жил известный филолог-пушкинист и педагог Всеволод Алексеевич Грехнёв, фото Галины Филимоновой Дом в Тоншаеве, где в 1961 – 1962 годах жил известный филолог-пушкинист и педагог Всеволод Алексеевич Грехнёв, фото Галины Филимоновой Тропинка от дома в Тоншаеве, где в 1961 – 1962 годах жил известный филолог-пушкинист и педагог Всеволод Алексеевич Грехнёв, фото Галины Филимоновой

Стоит отметить и тот факт, что сам Николай Солоницын сейчас проживает Тоншаеве в доме, где в 1961 – 1962 годах жил известный филолог-пушкинист и педагог Всеволод Алексеевич Грехнёв, преподававший сразу после окончания университета русский язык и литературу в Тоншаевской средней школе.

Большая Куверба – деревня в Тоншаевском районе. По данным, предоставленным проекту Александром Жуковым, при местной библиотеке действует центр марийской культуры (небольшой музей марийской одежды и утвари).

Памятник природы регионального значения «Марийская священная роща Кувербская», фото Галины Филимоновой Памятник природы регионального значения «Марийская священная роща Кувербская», фото Галины Филимоновой Памятник природы регионального значения «Марийская священная роща Кувербская», фото Галины Филимоновой Остатки деревянной ветряной мельницы в Большой Кувербе, фото Галины Филимоновой

В деревне – памятник природы регионального значения «Марийская священная роща Кувербская» и священное дерево, а также остатки деревянной ветряной мельницы.

Большие Селки – село в Тоншаевском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена местная церковь. Датировка объекта – XIX век. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».

Храм в Больших Селках в честь Иоанна Златоуста, фото Галины Филимоновой Храм в Больших Селках в честь Иоанна Златоуста, фото Галины Филимоновой Храм в Больших Селках в честь Иоанна Златоуста, фото Галины Филимоновой Храм в Больших Селках в честь Иоанна Златоуста, фото Галины Филимоновой

По данным, предоставленным проекту Александром Жуковым, деревянный храм в Больших Селках был возведен в 1914 году в честь Иоанна Златоуста. Во время Великой Отечественной войны в здание церкви села Большие Селки был эвакуирован литературный музей А.М.Горького и его филиал «Домик Каширина». Их фонды и экспонаты находились здесь с ноября 1941-го по апрель 1943 года. Вместе с эвакуированными музеями в Тоншаевский район прибыли их директора: Федор Павлович Хитровский и Николай Александрович Барсуков, которые организовали работу музеев в эвакуации. Помимо демонстрации экспонатов, читались лекции перед трудящимися, проводились ёлки для детей, печатались статьи в районной газете. Сейчас здание бывшей церкви пустует.

В 2003 году в Больших Селках был построен еще один деревянный храм – во имя Преподобного Серафима Саровского (в один из его куполов попала молния):

Храм во имя Преподобного Серафима Саровского в Больших Селках Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Храм во имя Преподобного Серафима Саровского в Больших Селках Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Храм во имя Преподобного Серафима Саровского в Больших Селках Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Храм во имя Преподобного Серафима Саровского в Больших Селках Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой

В Больших Селках находится одна из самых больших и красивых марийских священных рощ (памятник природы регионального значения):

Марийская священная роща в Больших Селках, фото Галины Филимоновой Марийская священная роща в Больших Селках, фото Галины Филимоновой Марийская священная роща в Больших Селках, фото Галины Филимоновой Марийская священная роща в Больших Селках, фото Галины Филимоновой

Зотово – деревня в Тоншаевском районе, первоначально – починок Зотово, основанный Захаром Солоницыным и Зотом Безденежных.

Пижма – р. п. в Тоншаевском районе в 18 км к северо-востоку от райцентра на железной дороге Нижний Новгород – Киров. 6 тысяч жителей. Образован в 1947 году. Возник в 20-х годах XX века при строительстве железной дороги возле станции. В р. п. крупный леспромхоз и Альцевское торфопредприятие.

Ромачи – деревня в Тоншаевском районе. По данным, предоставленным проекту Александром Жуковым, в Ромачах находится одна из главных марийских рощ района и несколько почитаемых священный деревьев. Ромачинская роща известна как место захоронения знаменитого марийского князя Никиты Байбороды, что дает основание предполагать, что это была либо столица княжества, либо какой-то важный центр, либо родина Байбороды. Все известные переписные материалы показывают Ромачи как центр марийских деревень. До середины XIX века территория Тоншаевского района носила название «Рома-чиллы». Первую церковь марийская знать также предлагала построить в центре волости в Ромачах.

Ромачинская священная роща, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная роща, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная липа, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная липа, фото Галины Филимоновой

Ромачинская священная роща и Ромачинская священная липа образуют единый мемориальный комплекс. Посвящены они Ош Пандашу (в переводе – «старик с белой бородой»), причисленному к божествам и канонизированному марийскому князю. Роща считается местом захоронения князя, а липа – деревом-целителем (исцеление наступает после принесения подарков дереву). Есть поверье, что если взять подарки, принесенные дереву, то появляется старик в белой одежде (князь), который будет преследовать и являться человеку до тех пор, пока он не вернет подарки обратно под липу или этот человек не умрет.

Ромачинская священная роща, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная липа, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная липа, фото Галины Филимоновой Ромачинская священная липа, фото Галины Филимоновой

Эти роща и липа единственные в Тоншаевском районе, которые посвящены не богам, а конкретному человеку – правителю и князю (кугузу) Никите Ивановичу Байбороде. Это христианское имя и фамилия марийского князя. Никита Байборода принял христианство, но вместе с тем сохранил и марийские верования. Во время правления Никиты Байбороды и его потомков (конец XIV – начало XV века) Ветлужское марийское княжество достигло пика своего могущества и расцвета. Территориально оно было сопоставимо со многими русскими княжествами. В состав марийского княжества входили земли верхнего и среднего течения реки Ветлуги с прилегающими районами. Одна из дочерей Никиты была женой костромского князя Андрея Семеновича, в союзе с которым Никита осуществлял набеги на окрестные земли. Другая из дочерей Никиты была взята в жены знатным новгородским боярином Андреем Борецким. (Это была вторая жена Борецкого, первая умерла, от нее остался сын Варнава. Мачеха сумела наладить отношения с приемным сыном и даже обучила его марийскому языку). Племянник Никиты служил у Суздальского князя. В конце XIV века Байборода умирает, новым кугузом (князем) у Ветлужских марийцев становиться Кильдебек. Третья из дочерей Байбороды к этому времени становиться женой Кильдебека. В начале XV века Кильдебек во главе с марийцами и в союзе с вятчанами, костромичами и другими осаждают Великий Устюг и штурмом берут его. Варнава к этому времени стал священником, женился, стал отцом двоих детей и служил священником в церкви в Великом Устюге. После штурма Устюга жена и дети Варнавы были убиты. Он сам в это время находился в храме. Марийцы ворвались в церковь и хотели убить Варнаву, но он обратился к ним по-марийски. Это его спасло. Стали разбираться, откуда он знает их язык и выяснили, что он хоть и не кровный, но родственник Байбороды. Марийцы пригласили его с собой на Ветлугу, передали ему захваченные волости, которые принадлежали его отцу. В качестве компенсации за жену и детей предложили на выбор взять в жены любую из дочерей марийского кугуза или из дочерей знатных бояр, которые в союзе с марийцами осаждали Устюг. Но Варнава отказался и сообщил им, что решил посвятить себя Богу и начал проповедовать христианство среди марийцев.

В начале XVIII века тоншаевские марийцы затевают судебную тяжбу с землевладельцами на Ветлуге в районе Шанги, доказывая что они являются владельцами той земли с «издревле». В XIV веке на Ветлуге марийцами была основа небольшая крепость Шанза (шанга). Марийское слова «шенце, шензе» переводится как «глаз, глаза», то есть марийцы поставили наблюдательный пункт за русскими. Эти слова «шенце, шензе» встречаются только в северо-западном наречии марийского языка – у марийцев современного Тоншаевского района Нижегородской области. То есть крепость (наблюдательный пункт) ставили марийцы с территории современного Тоншаевского района. Кстати, дальние предки бывшего губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева были марийцами и служили в этой крепости Шанза, Шанга, откуда и берет начало его фамилия Шанцев (глаза, глазастый), да и родом он из Костромской области – из местности недалеко от бывшей крепости Шанза.

Ошминское – село в Тоншаевском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена местная церковь Михаила Архангела. Датировка объекта – 1853 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159.

Церковь Михаила Архангела в Ошминском Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Церковь Михаила Архангела в Ошминском Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Церковь Михаила Архангела в Ошминском Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой Церковь Михаила Архангела в Ошминском Тоншаевского района, фото Галины Филимоновой

По данным, предоставленным проекту Александром Жуковым, каменный храм в Ошминском был построен в 1861 году. По решению общего схода жителей села, на церковной территории был похоронен сельский фельдшер Федор Иванович Солоницын (1875 – 1921) – уроженец деревни Зотово, внук Захара Сергеевича Солоницына, отец журналиста А.Ф.Солоницына и дед выдающегося советского актера Анатолия Алексеевича Солоницына. Вырос в многодетной семье церковного старосты. С 1885-го по 1888 годы учился в Тоншаевской сельской школе. С 1901 года в течение двух лет работал учеником фельдшера в Тоншаевской лечебнице. В 1903 – 1909 годах работал фельдшером в Ошминском, Какшинском и Новоуспенском фельдшерских пунктах Ветлужского уезда, с 1909-го по 1921 года – фельдшер Ошминского пункта. Фёдор Иванович был человеком примечательным. Совершенно спокойно приезжал в тифозные деревни и лечил крестьян. Лечил в том числе и гипнозом. Выписывал медицинские журналы из разных стран и за внимание к нью-йоркскому гипнотическому обществу был избран почётным его членом. В 1913 году на его пасеке были проведены уездные курсы пчеловодов. Умер в 1921 году во время эпидемии тифа. Многих он спас, а сам не уберёгся.

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад

Как поддержать проект?

Данная страница создана в рамках проектов "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области", "Места памяти", "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"

Текст и концепция: Галина Филимонова; графика: Михаил Борисов, фото: Галина Филимонова, а также фотографии, предоставленные Александром Жуковым



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!