О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Сеченовский район на карте «мест памяти» Нижегородской области

Сеченовский район Нижегородской области

Сеченово - село в Нижегородской области в 200 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода на шоссе Работки - Сурское в 50 км от станции Сергач, центр района (1 тысяча кв. км, 20 тысяч жителей). Согласно преданию, основано в 1552 году во время похода Ивана Грозного на Казань. Получило название Тёплый Стан, т. к. войско было тепло встречено местной мордвой. По другой версии, царь дал такое название селу по той причине, что погода во время его остановки здесь была тёплой. В Сеченове сосредоточены предприятия и организации, обслуживающие район. Село - родина великого учёного И.М.Сеченова (в честь него переименовано в 1945 году, к 100-летию со дня рождения учёного), педиатра Н.Ф.Филатова, окулиста В.П.Филатова. В селе открыт краеведческий музей им. И.М.Сеченова, И.М.Сеченову установлен памятник. (Источники: Н.В.Морохин «Географический краеведческий словарь», г. Нижний Новгород, фирма «Просвещение», 1993 год; «Нижегородский топонимический словарь», г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год). Тёплый Стан был «точкой пересечения» сразу нескольких знаменитых фамилий. Здесь жил не только физиолог Иван Сеченов, но и другие выдающиеся учёные:

братья Ляпуновы, знаменитый педиатр Нил Филатов и кораблестроитель Алексей Крылов. Они дружили семьями и даже породнились.

По данным краеведа Владимира Бакунина, первый владелец Тёплого Стана Осип Иванович Ермолов, в 1631 году передавший большую часть имения Нижегородскому Благовещенскому монастырю, а оставшуюся – своим сыновьям. В середине XVIII века часть Тёплого Стана принадлежала епископу Дмитрию Сеченову, силой обращавшего нижегородскую мордву в православие, из-за чему возникали столкновения мордвы с миссионерами. Позже его владения перешли к его брату Ивану Андреевичу, прадеду великого физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Другая часть Тёплого Стана принадлежала Ермоловым. Известно, что в 1786 году она перешла к прадеду знаменитого академика А.Н.Крылова – Нилу Фёдоровичу Ермолову, который отдал свою часть Тёплого в качестве приданного дочери Елизавете, вышедшей за Михаила Фёдоровича Филатова. Таким образом, эта часть села стала «филатовской».

Памятник искусства федерального значения – бюст И.М.Сеченова (скульптор С.Д.Меркулов, архитектор Бабичев). Датировка объекта – 1952 год. Документы о принятии на госохрану № 1327, № 176. По данный краеведа Владимира Бакунина, памятник установлен на «филатовской» половине села. В 2007 году в селе (около спорткомплекса) установлен бюст всемирно известному атлету-авиатору И.М.Заикину, ученику знаменитого борца И.М.Поддубного. Здесь проводятся спортивные турниры, посвященные именитому борцу. И.Заикин уроженец села Верхнее Талызино (о селе – см. ниже).

Бюст И.М.Сеченову в Сеченове, фото Владимира  Бакунина Бюст И.М.Сеченову в Сеченове, фото Владимира  Бакунина Бюст И.М.Заикину в Сеченове, фото Владимира  Бакунина Бюст И.М.Заикину в Сеченове, фото Владимира  Бакунина

Согласно «Реестру загородных усадебных комплексов Нижегородской области», в Сеченове есть усадьба Беклемишевых (в комплекс входят: главный дом, жилой дом С.М.Беклемишева, амбулатория Д.Д.Беклемишева, парк), усадьба Сеченовых (в комплекс входят: флигель, парк), усадьба Филатовых (в комплекс входит парк).

По данным исследователя Натальи Пакшиной, после революции в главном доме сеченовской усадьбы размещалась школа, но из-за ветхости аутентичное здание не дошло до наших дней. В 1934 году на его месте была построена двухэтажная школа, которая была довольно похожа на известные изображения сеченовского дома, но главный усадебный дом стоял вдоль улицы, а школа – поперёк, хотя приблизительно в одном месте. В 1935 году недалеко от него построили ещё одну школу, одноэтажную. Единственное уцелевшее с дореволюционных пор здание – это флигель. В нём находится краеведческий музей имени И.М.Сеченова. Согласно путеводителю по музею, флигель был «построен в 1914 году племянником И.М.Сеченова – Борисом Андреевичем Сеченовым». Несколько лет назад в музее был пожар, но весь он не сгорел, и флигель восстановили. В нём размещалась детская библиотека, позже – библиотека, а в двух комнатах – музей. Сейчас музей занимает все комнаты.

Современный вид бывшей школы в Сеченове, фото Натальи Пакшиной Краеведческий музей им.И.М.Сеченова, фото Натальи Пакшиной Краеведческий музей им.И.М.Сеченова, фото Владимира Бакунина Краеведческий музей им.И.М.Сеченова, фото Владимира Бакунина

В 1830 году Сеченовым и Филатовым был построен каменный храм с четырьмя приделами (главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделах: в одном – во имя Архистратига Божия Михаила, в другом – в честь Ахтырской иконы Божией Матери и в трапезе – во имя Святителя и Чудотворца Николая). Этот храм не сохранился, но в 1990-е годы на его месте был построен новый.

Новый храм в Сеченове, фото Владимира Бакунина Новый храм в Сеченове, фото Владимира Бакунина Новый храм в Сеченове, фото Владимира Бакунина Новый храм в Сеченове, фото Владимира Бакунина

Про увлечение фотографией владельца теплостановской усадьбы Сеченовых – материал Н.А.Пакшиной «Рафаил Михайлович Сеченов: портрет на фоне российской провинции XIX века».

Р.М.Сеченов. Наташа Сеченова (ок. 1864 ). Из кн. А.Шибанова. С.А.Ляпунова с сыном Борисом. Из кн. А.Шибанова. Саша Ляпунов. Тёплый Стан. Из кн. А.Шибанова.

Алферьево – село в Сеченовском районе. Другое название – Богородское. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь. Датировка объекта – XVIII век (1760 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, храм был построен помещиком Андреем Ивановичем Кикиным, отцом генерала Петра Андреевича Кикина, героя Отечественной войны, автора идеи создания Храма Христа Спасителя в Москве. В 1892 году храм в Алферьеве был обнесен деревянной оградой. Престолов в нём два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Ростовского. Во второй половине XIX селом владел Пётр Евграфович Кикин, племянник Петра Андреевича Кикина. Мать П.А.Кикина Мария Фёдоровна – сестра как Нила Фёдоровича Ермолова, прапрадеда академика-кораблестроителя А.Н.Крылова, так и Александра Фёдоровича Ермолова, деда братьев Языковых и Китти Хомяковой.

Церковь в Алферьеве Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Алферьеве Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Алферьеве Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Алферьеве Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Бахаревка – село в Сеченовском районе. По данным, предоставленным проекту Алексеем Пилясовым, у местного Дома Культуры в Бахаревке установлен надгробный памятник Флёны Николаевны Языковой (1791 – 1855). По сведениям Владислава Слесарчука, этот памятник находится там уже довольно продолжительное время – примерно с середины 1980-х годов. Подтверждение этому можно найти в публикациях местных краеведов (Шекуров Н.Н. Надпись на памятнике // Борьба. 1985. 8 апреля; Карякин И.С. История села Красного. – Нижний Новгород, 1997). По воспоминаниям местных жителей, приблизительно тогда же был обнаружен и второй надгробный памятник (к сожалению, не удалось точно установить, чье имя на нем было высечено, сведения довольно противоречивы), который на данный момент утрачен: в «лихие девяностые» он якобы был сброшен вандалами в расположенный поблизости противопожарный водоем (мраморное основание от этого памятника до сих пор находится рядом с надгробием Ф.Н.Языковой, что хорошо видно на фотографии). В 2019 году плотину прорвало, и бахаревский пруд пересох, однако найти что-либо на его дне очень затруднительно, поскольку оно покрыто толстым слоем ила и грязи.

Надгробный памятник Флёны Николаевны Языковой в Бахаревке, фото Алексея Пилясова Надгробный памятник Флёны Николаевны Языковой в Бахаревке, фото Алексея Пилясова Надгробный памятник Флёны Николаевны Языковой в Бахаревке, фото Алексея Пилясова Надгробный памятник Флёны Николаевны Языковой в Бахаревке, фото Алексея Пилясова
Место обнаружения памятников неслучайно: именно здесь находилась деревянная Владимирская церковь, при которой располагался погост: талая вода весной до сих пор иногда вымывает в находящийся поблизости овражек фрагменты гробов. Церковь была построена в 1830-е годы при участии генерала Д.Д.Языкова и простояла до первых лет Советской власти. Впоследствии она была разобрана на стройматериалы, из которых был возведен первый бахаревский клуб, сохранявшийся до 1960-х годов. Сама Бахаревка, носившая некоторое время второе название – Петропавловка, с расположенной неподалеку (и уже исчезнувшей) деревней Вишенки принадлежала Языковым, как считается авторитетным краеведом И.С.Карякиным, со второй половины XVIII века. По воспоминаниям старожилов, которых сейчас уже почти не осталось, в Бахаревке находился и господский усадебный дом (как его некогда описывала одна из жительниц 1911 года рождения, «большой, двухэтажный и с колоннами»), но после революции его постигла судьба местной церкви: он был разобран на стройматериалы. О Языковых еще напоминает старый колодец в районе приблизительного расположения усадьбы, до сих пор именуемый «барским». В метрической книге Бахаревки за 1858 – 1864 годы, хранящейся в Ульяновском областном архиве, четко указана принадлежность села Языковым. Единичные упоминания о дворянах Языковых есть и в более поздних метрических книгах из Центрального архива Нижегородской области.

Богатиловка – село в Сеченовском районе. Согласно сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, первоначальное название Богатиловки – Митуралиха, в честь голландца, занимавшегося в этих местах заготовкой леса при Петре I. Нынешнее название возникло из-за зажиточности местных крестьян. По «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иконы Богоматери Троеручицы. Датировка объекта – 1900 год. Документ о принятии на госохрану № 471. Этот деревянный, трехпрестольный (главный престол – в честь чудотворной иконы Божией Матери «Троеручицы», в правом приделе – во имя Святителя Феодосия (освящён), Черниговского чудотворца, и в левом – в честь Рождества Христова) храм построен по типовому проекту К. Тона. Приписан к Александро-Невской церкви в Верхнем Талызине.

Церковь в Богатиловке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Богатиловке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Богатиловке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Церковь в Богатиловке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Сохранилась легенда, связанная со строительством этой церкви: в Богатиловке жили 7 братьев, и одному из них слышалось херувимское пение каждый раз, когда он проходил место, где сейчас стоит храм. Об этом узнала помещица Мария Алексеевна Пашкова и решила построить здесь церковь. В советское время храм не закрывался. Прихожане, чтобы отстоять его, ходили в Москву к М.И.Калинину. Однако колокол весом в 100 пудов всё же был сброшен, при этом колокольня осталась неповреждённой. Во время Великой Отечественной войны, пока священник воевал, храм не действовал 3 года, после чего службы возобновились. Один из колоколов храма – из соседней Мамлейки, где точно такой же храм был разрушен до основания.

Болтинка – село в Сеченовском районе. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакунины, Болтинка была основана в 1496 году Василием Михайловичем Болтиным. Его дед – знаменитый в своё время татарский мурза Кутлубага, выехавший в 1436 году из Золотой Орды на службу к великому Московскому князю Василию Васильевичу. Впоследствии мурза был крещён и получил имя Георгия, а его сын Михаил, по прозвищу «Болт», стал родоначальником этой фамилия. Один из последующих владельцев села Ждан Петрович Болтин – служилый «дворянин добрый», воевода в Ополчении 1611-1612 годов, участник выборов на царство М.Ф.Романова и первый российский мемуарист, подробно описавший подвиги нижегородцев и арзамасцев в период Смутного времени. В конце XVI века на принадлежавшей ему земле около реки Пьяны возникло село Жданово (сейчас в Пильнинском районе), где в 1735 году родился Иван Никитич Болтин – историк, первый академик РАН и крупный государственный деятель екатерининской эпохи.

Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям краеведа Владимира Бакунина, каменный храм в селе был построен в 1777 году помещицей Дарьей Алексеевной Кротковой. Престолов в нём два: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила (часть села, где находился этот храм, называется Александровка). К нему был приписан ещё один каменный храм, построенный местными крестьянами в 1900 году с двумя престолами: главный – в честь Боголюбския иконы Божией Матери (в 1900 году он был ещё не освящён) и в трапезном приделе – в честь Рождества Христова. При храме находилась деревянная усыпальница. Однако эти объекты не сохранились, а на месте болтинской церкви был построен кирпичный новодел. На окраине села – мощный минерализованный Боголюбский источник. Здесь действует завод по производству минеральной воды под маркой «Болтинская».

Новый храм в Болтинке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Новый храм в Болтинке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Боголюбский источник в Болтинке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Боголюбский источник в Болтинке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Васильевка – село в Сеченовском районе. По данным краеведа Владимира Бакунина, в селе находится единственный в области храм, посвящённый Вячеславу Чешскому. Объект построен в 2005 году.

Храм в Васильевке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Васильевке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Васильевке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Васильевке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Верхнее Талызино – село в Сеченовском районе. Cело было многопоместным, принадлежало Пашковым, Волконским, Есиповым и другим помещикам. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в части села Волконских и Есиповых был возведён храмовый комплекс из двух церквей. Один храм был построен прихожанами в 1894 году из дерева для служб в тёплое время года. Престолов в нём было четыре: главный – в честь Рождества Христова, в правом приделе – во имя святителя и Чудотворца Николая, в левом – во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона и в трапезной части храма – в честь Владимирской иконы Божией Матери. К этой церкви был приписан ещё один храм, каменный. Построен он был в 1832 году помещиком Владимиром Есиповым также для служб в тёплое время года. Престол в нём один во имя святого Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского. Недалеко от этого храма была часовня, построенная крестьянами Верхне-Талызинской волости в память мученической кончины Царя-Освободителя. По всей видимости, из комплекса Христорождественской церкви ничего не сохранилось.

В части Верхнего Талызина, принадлежавшей Пашковым, находится памятник градостроительства и архитектуры, включённый в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» – церковь Александра Невского (датировка объекта – 1791 год, документ о принятии на госохрану № 471). Этот каменный храм был построен Александром Ильичём Пашковым. Престолов в нем три: главный (холодный) – в честь Рождества Христова и в приделах (тёплых) в правом – во имя святого пророка Божия Ильи и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь Александра Невского в Верхнем Талызине Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина, 2008 год Церковь Александра Невского в Верхнем Талызине Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина, 2008 год Церковь Александра Невского в Верхнем Талызине Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина, 2008 год Церковь Александра Невского в Верхнем Талызине Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина, 2008 год

Старший научный сотрудник сектора Свода памятников Государственного института искусствознания Минкультуры РФ, научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории градостроительства и архитектуры Минстроя РФ А.Н.Яковлев считает, что «возведенный здесь в стиле барокко с выразительной композицией плана в форме трилистника каменный храм, был построен с применением повторного проекта. Церковь в Верхнем Талызине цитирует формы Воскресенской церкви в селе Хатунь (1785, К.И.Бланк (?)) – подмосковном имении графов Орловых (Ступинский район Московской области. К.И.Бланк выполнял постройки для Орловых в близлежащей усадьбе Отрада-Семёновское под Серпуховом, возможно, также он проектировал храм в Хатуни. Трёхлепестковый план и некоторые детали декора, такие как волюты восьмерика и сдвоенные колонны на фасадах полукруглых ризалитов весьма сходны с храмом Екатерины на Ордынке (1766 – 1775) в Москве – подписной работой Бланка. Однако декор Хатунской церкви не был доделан: в частности остались белокаменные блоки-заготовки для капителей колонн)».

Церковь Александра Невского в Верхнем Талызине входит в состав усадебного комлекса Пашковых (ОКН регионального значения, документ об историко-культурной ценности: решение Горьковского облисполкома № 471 от 18.12.1989). Помимо храма в усадебный комплекс входят: главный дом (каменный, построенный при наследниках Пашкова в формах ампира позднее церкви – в 1-й трети XIX века), полотняная мануфактура, хозяйственная постройка, парк (с липовой аллеей).

Усадьба Пашковых в Верхнем Талызине, фото Галины Филимоновой Усадьба Пашковых в Верхнем Талызине, фото Галины Филимоновой Усадьба Пашковых в Верхнем Талызине, фото Галины Филимоновой Парк усадьба Пашковых в Верхнем Талызине, фото Галины Филимоновой

Подробнее – в публикации Эмиля Сокольского «Торжественная глушь».

В конце XIX - начале XX века частью Верхнего Талызина владел князь Владимир Александрович Волконский. Его жена Вера Андреевна Мотовилова – двоюродная сестра Инны Эразмовны Стоговой (Горенко), матери Анны Андреевны Ахматовой. Племянник В.А.Мотовиловой – скульптор, лауреат Сталинской премии Георгий Иванович Мотовилов.

В 2 км к югу от Верхнего Талызина – главный исток реки Пьяны, при нём – две вершины с высотой 252 метров над уровнем моря. Это наибольшая высота в пределах Нижегородской области.

Кочетовка – село в Сеченовском районе. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в Кочетовке есть каменный храм, построенный в 1822 году помещицей Мятлевой. В нём три престола: главный (холодный) – во имя Живоначальной Троицы и в приделах (теплых) в одном – во имя святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, а в другом – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К этому храму приписан деревянный – в сельце Митин Враг.

Храм в Кочетовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Кочетовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Кочетовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Кочетовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Красный Остров – село в Сеченовском районе. Единственное татарское село в Сеченовском районе. Памятник истории – дом, где родился и жил татарский советский писатель Кави Гибятович Наджми (1901-1957 гг., ул. Почтовая, 5). Документ о принятии на госохрану № 471. Здесь находится его дом-музей, а также каменная мечеть.

Мечеть в Красном Острове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Мечеть в Красном Острове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина В Красном Острове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина В Красном Острове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Левашовка – деревня в Сеченовском районе. Другое название – Степная Петрякса. Расположена на шоссе Пильна – Порецкое. Краевед Владимир Бакунин обнаружил здесь оригинальную часовню, вероятно, перестроенную из обыкновенного гаража и из остатков храма, которого уже не существует.

Часовня в Левашовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Часовня в Левашовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Часовня в Левашовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Часовня в Левашовке Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Липовка – село на юго-восточной окраине Сеченовского района в 2 км от бывшего Московско-Симбирского тракта. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в 1833 году здесь поселился, получив имение по наследству от двоюродного деда по матери Ф.М.Назарьева, Пётр Михайлович Мачеварианов, классик русской псовой охоты, автор книги «Записки псового охотника Симбирской губернии». В книге «Русская охота» (серия «Нижегородские были», издательство «Книги», г. Нижний Новгород, 2008 год) приведены письма П.М.Мачеварианова к Николаю Петровичу Ермолову, помещику села Бритова (Пречистенского) Арзамасского уезда (в наше время – на территории Шатковского района), также страстному охотнику. П.М.Мачеварианов и Н.П. Ермолов обменивались борзыми, устраивали совместные выезды на охоту, занимались улучшением и сохранением породы борзых, выведенной Мачевариановым. В Липовке 2 августа 1863 года был крещён Алексей Николаевич Крылов (1863-1945), великий механик, математик, теоретик и практик кораблестроения, создатель основополагающей теории корабля, учёный-энциклопедист. По воспоминаниям А.Н.Крылова, у П.М.Мачеварианова имелась большая усадьба с 1200 десятинами отменного чернозёма, при которой находилась псарня с 300 борзыми.

Мамлейка – село в Сеченовском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Покровская церковь (датировка объекта – начало XX века). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». Согласно сведениям краеведа Владимира Бакунина, храм был полностью разрушен в советское время. Известно, что этот объект был практически идентичен храму в Богатиловке.

Митин Враг – село (сельцо) в Сеченовском районе. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в селе есть деревянный храм, построенный прихожанами в 1897 году в честь Рождества Христова. Это приписной храм к церкви в Кочетовке.

Храм в Митином Враге Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Митином Враге Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Митином Враге Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Храм в Митином Враге Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Ратово – село в Сеченовском районе. По данным ратовского краеведа Геннадия Михайловича Маланецкого, Ратово возникло около 1371 года, когда здесь появились монахи Нижегородского Печерского монастыря. Первоначально называлось Ратаевкой, по имени первопоселенца или первого владельца. После казанской кампании 1552 года Иван Грозный пожаловал эти земли трём братьям Бурцевым. Во время пугачёвского восстания один из тогдашних Бурцевых был казнён в Алатыре, его ратовская усадьба сожжена, после чего помещики перебрались на окраину села (сельцо Бурцовка или «хутор»). Позднее Ратовом владели Дурасовы, родственники Н.А.Мотовилова, биографа преподобного Серафима Саровского. Последние владельцы «хутора» – Петровичи (ударение на первый слог). Сохранилась часть их усадьбы – оригинальный деревянный флигель на каменном фундаменте.

Усадьба в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Усадьба в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Усадьба в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Усадьба в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (датировка объекта – конец XVIII – начало XIX вв., документ о принятии на госохрану № 286). По данным, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в селе был построен в 1785 году помещиком Михаилом Яковлевичем Бурцевым. Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Вознесения Господня, в приделах (тёплых): в правом – во имя святителя и чудотворца Николая и в левом – во имя святой великомученицы Ефимии Всехвальныя.

Вознесенская церковь в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Ратове Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Старцев Угол – урочище при реке Вачке (приток реки Мени) на границе Сеченовского района (ближайшие сёла: Чадаевка, Булдаково, Горки). По преданию, в 1552 году здесь было явление Иоанну Грозному святого Спиридона Тримифунтского, предсказавшего ему победу. По велению царя, здесь была построена каменная церковь, которая позднее ушла под землю вместе с молящимися во время вражеского нашествия. На этом месте находится холм, высота которого со временем увеличивается. Здесь издавна жили в пещерках старцы, а между 1641 и 1645 годами была основана Спасо-Преображенская пустынь. После 1764 года монастырь был упразднён, монахи переведены в Алатырь, но старцы продолжали тайно молиться в пещерках. В начале XX века местная уроженка, схимонахиня Маргарита, стала устроительницей женской общины в Старцевом Углу. До революции община не была зарегистрирована, и монахини были разогнаны.

По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в Старцевом Углу – пять источников: Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Богородицы, «запрещённый» с «мёртвой» водой, возникший при воскрешении Маргаритой умершей девочки, и ещё один, возникший при ударе молнии в 1990-е годы. Около холма над «подземным» храмом установлен мраморный крест работы чувашского скульптора Сергея Кадикина.

Часовня, Старцев Угол Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Источник, Старцев Угол Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Источник, Старцев Угол Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина Крест над «подземным» храмом, Старцев Угол Сеченовского района Нижегородской области, фото Владимира Бакунина

Чадаевка – село в Сеченовском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Никольская церковь. Датировка объекта – XIX век. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По данным краеведа Владимира Бакунина на 2012 год, деревянный сельский храм стоит на отшибе за оврагом, дорога к нему заросла. До наших дней дошли руины этой церкви: колокольня стоит, а купол и крыша провалились.

За пределами Нижегородской области:

Большое Игнатово – село в Мордовии. По данным, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, в сельском храме находятся нетленные чудотворные мощи священника села Киржеманы Константина Подгорского, распятого представителями советской власти на дверях храма в 1918 году.

Церковь в Большом Игнатове, Мордовия, фото Владимира Бакунина Церковь в Большом Игнатове, Мордовия, фото Владимира Бакунина Церковь в Большом Игнатове, Мордовия, фото Владимира Бакунина Церковь в Большом Игнатове, Мордовия, фото Владимира Бакунина

Крылово – деревня в Порецком районе Чувашии. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, деревня расположена в пяти километрах от Липовки Сеченовского района Нижегородской области. До 1963 года называлась Висяга (Висловка). После основания Иваном IV Грозным Алатыря в 1552 году, на водоразделе притоков Суры Киши и Мени возник сторожевой пункт, впоследствии давший начало деревне Висяга. В XVIII веке Висяга принадлежала Нилу Фёдоровичу Ермолову, помещику села Черновского (Большеболдинский район), которого в 1767 году Екатерина II пожаловала званием капрала во время посещения Черновского. Н.Ф. Ермолов – дальний родственник героя Отечественной войны, проконсула Кавказа генерала Алексея Петровича Ермолова.

В начале XIX века Висяга отошла в качестве приданого за дочерью Н.Ф.Ермолова Елизаветой Ниловной, вышедшей за Михаила Фёдоровича Филатова бывшего управляющего Симбирской удельной конторой, помещика села Ромоданово Саранского уезда Пензенской губернии (в наше время – посёлок Ромоданово в Мордовии). Дочь М.Ф.Филатова и Е.Н.Ермоловой Мария Михайловна Филатова, вышедшая в 1826 году за Александра Алексеевича Крылова, полковника, участника Отечественной войны и взятия Парижа, управляющего Симбирской удельной конторой (назначен сразу после М.Ф.Филатова), получила от отца в приданое Висягу с 600 десятинами чернозёма. М.М.Филатова, овдовевшая в 1840 году, расстроила дела в имении и в 1864 году подарила Висягу сыну Николаю Александровичу Крылову, отставному поручику артиллерии, общественному деятелю и публицисту, участнику подготовки реформы 1861 года в Симбирской губернии. Н.А.Крылов – отец академика А.Н.Крылова. Мать А.Н.Крылова Софья Викторовна Ляпунова – двоюродная сестра братьев математика и механика Александра Михайловича, филолога Бориса Михайловича и композитора Сергея Михайловича Ляпуновых. Тётка С.В.Ляпуновой Екатерина Васильевна Ляпунова – жена Рафаила Михайловича Сеченова, старшего брата физиолога Ивана Михайловича Сеченова, а их дочь Наталья Рафаиловна – двоюродная сестра и жена А.М.Ляпунова. В 1872 году Н.А.Крылов продал имение зажиточным висяженским крестьянам и семья Крыловых переехала на юг Франции в Марсель, где начал учёбу А.Н.Крылов.

М.Ф.Филатов (прадед А.Н.Крылова) – родоначальник мощнейшего древа великих деятелей русской и советской науки. Судьба потомства М.Ф.Филатова, начиная с внуков, – пример феноменального явления: превращения русского поместного дворянства пореформенной поры в русскую трудовую интеллигенцию и научную элиту мирового уровня. Среди его внуков – Нил Фёдорович Филатов, основоположник отечественной педиатрии, Дмитрий Петрович Филатов – основатель русской школы экспериментальной эмбриологии. Среди правнуков, кроме А.Н.Крылова, – великий офтальмолог Владимир Петрович Филатов, зоолог и биогеограф Борис Михайлович Житков, великий физико-химико-биолог и психолог Виктор Алексеевич Анри (кровный брат А.Н.Крылова, прижитый Н.А.Крыловым от Александры Викторовны Ляпуновой, сестры жены). Дочь А.Н.Крылова Анна Алексеевна – жена великого физика, академика Петра Леонидовича Капицы, и мать физика, ведущего программы «Очевидно-невероятное» Сергея Петровича Капицы и географа и путешественника Андрея Петровича Капицы.

Брат Н.Ф.Ермолова (прапрадеда А.Н.Крылова) Александр Фёдорович Ермолов – дед поэта Николая Михайловича, геолога Петра Михайловича, симбирского помещика Александра Михайловича Языковых и жены поэта и философа А.С.Хомякова Екатерины Михайловны.

В 2019 году на связь с проектом вышел журналист из Чебоксар Вячеслав Иванов, обозреватель газеты «Советская Чувашия», уроженец  деревни Висяга (Крылово), уточнивший сведения о внебрачной связи помещика Н.А.Крылова, отца академика, с  придворной девушкой Д.А.Засецковой и ее родстве с художником П.Е.Красновым и его сыном Евгением, талантливым литератором. Точнее, не об этой связи, а о ее, так сказать, дальнейших плодах. Ранее на сайте сообщалось, что внебрачная дочь Н.А.Крылова и висяженской крестьянки Д.В.Засецковой (кровная сестра академика А.Н.Крылова) – бабушка ардатовского художника и скульптора Петра Егоровича Краснова, отца алатырского краеведа Евгения Петровича Краснова (1950 – 2004), исследователя родового древа Крыловых-Филатовых-Ермоловых и пушкиноведа. Вячеслав Иванов, знавший и Петра, и Евгения Красновых (его тетка по отцу Ксения была женой брата Петра Егоровича Николая), сообщил, что Дарья не могла быть их бабушкой и прабабушкой. Засецкова – это фамилия висяженского хорошего мужика Константина, за которого она была выдана после внебрачной связи с помещиком Крыловым. Красновы не имели никакого отношения к этой линии, от нее пошли Засецковы  – сын Андрей, дед В.Иванова, и далее – еще масса других потомков. В частности, Михаил Алексеевич Захаров, инициатор создания музея Крыловых в деревне.  По облику он был копией  Алексея Николаевича. Историю рода изучал и опубликовал Николай Григорьевич Скородумов, уроженец Висяги. Был министром спорта  Чувашии, потом занимался краеведением. Его жена Надежда Андреевна – тетка В.Иванова, в девичестве – Засецкова. Род Красновых не менее замечательный: Петр и Дмитрий, один из создателей музея, – художники, другой брат Иван – военный журналист, известный поэт (ныне уже покойный, 1923 года рождения). Предки Красновых – из крепостных Н.А.Крылова.

Перед музеем в Крылове, посвященном академику, установлен бюст А.Н.Крылова его работы Петра Краснова, в музее хранятся две его картины.

Здание музея А.Н.Крылова в Крылове, фото Владимира Бакунина Бюст А.Н.Крылову работы П.Е.Краснова в Крылове, фото Владимира Бакунина Бюст А.Н.Крылову работы П.Е.Краснова в Крылове, фото Владимира Бакунина Памятник на месте, где располагалась усадьба Крыловых в Висяге, фото Владимира Бакунина

Упразднённые деревни:

Калифорния – бывшая деревня (упразднена в 2007 году) в двух километрах от Липовки Сеченовского района Нижегородской области. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, возникла в начале 1840-х годов, когда сестра Н.А.Крылова Наталья Александровна вышла за Ивана Ивановича Тюбукина. Им была выделена 14-я часть висяженских душ, которых переселили за 3 версты на «пустошь». Там же была построена барская усадьба, причём плотник из Висяги «немного» перестарался при устройстве модных тогда наклонных полов. По прихоти владельца, новообразованное сельцо получило на волне гремевшей в те годы «золотой лихорадки» название Калифорния, которое мужики тут же переиначили в Канифоровку. Александр Иванович Тюбукин – сын И.И.Тюбукина, – был восприемником при крещении двоюродного брата-корабела.

Ермоловка – бывшая деревня (давно не существует) в двух километрах восточнее Крылова. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, имение троюродного деда А.Н.Крылова Валериана Гавриловича Ермолова («Валерия-разбойника»), человека лихого и отчаянного нрава, во времена приездов А.С.Пушкина проживавшего в Черновском. Считается, что Пушкин встречался в Черновском с Натальей Ниловной Топорниной, сестрой прабабушки А.Н.Крылова Е.Н.Филатовой, а Валерий-разбойник стал прототипом Дубровского. Однако, как показал Е.П.Краснов в своих исследованиях, в письмах её родственников – представителей филатовского древа, упоминания о визите Пушкина в Черновское нет.

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад

Как поддержать проект?

Данная страница создана в рамках проектов "Языковские «места памяти»", "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области", "Места памяти-2013", "Места памяти Нижегородской области", "Места памяти" и "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"

Текст и концепция: Галина Филимонова; графика: Михаил Борисов; фотографии: Владимир Бакунин, Наталья Пакшина, Алексей Пилясов, Галина Филимонова



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

 
© Галина Филимонова
Все права защищены!